Как происходит приватизация фгуп

Содержание
  1. Как проходит приватизация ФГУП – ООО «АКРУС»
  2. Особенности приватизации ФГУП
  3. Реорганизация ФГУП в ООО, АО, ПАО
  4. Добавление в прогнозный план
  5. Вынесение решения о порядке, по которому предполагается приватизировать организацию
  6. Госрегистрация возникновения права собственности
  7. Выпуск акций
  8. Что дает приватизация
  9. Приватизации государственного имущества 2020-2022 гг. заинтересует только азиатских инвесторов
  10. План выполнят за счет азиатских инвесторов
  11. «Иностранными» инвесторами могут стать офшоры с российским происхождением
  12. Борьба с огосударствлением экономики
  13. Ликвидация МУПов и ГУПов в 2019 году – обзор закона о приватизации государственного и муниципального имущества
  14. Предыстория: почему решили ликвидировать госпредприятия
  15. Предложение законопроекта
  16. Порядок преобразования
  17. Реакция на законопроект
  18. Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года – обзор проекта N554026-7
  19. Причины реформы
  20. История вопроса
  21. Распродажа по акциям: стали известны детали приватизации на 2020–2022 годы
  22. Долевое участие
  23. План не работает
  24. Плюсы приватизации

Как проходит приватизация ФГУП – ООО «АКРУС»

Как происходит приватизация фгуп

В условиях нестабильной экономической ситуации приватизация ФГУП часто становится оптимальным способом сохранить предприятие и повысить качество предлагаемых им товаров или услуг.

Согласно законодательству, приватизировать государственную собственность может практически каждый, однако для этого необходимо соблюсти ряд условий, которые позволят государству законно передать имущество в частные руки.

Ниже мы рассмотрим, как проводится процедура и какие особенности имеет данный процесс.

Особенности приватизации ФГУП

К унитарным предприятиям относятся организации, которые не располагают правом собственности на прикрепленное к ним имущество.

Всё, что имеется в распоряжении подобных компаний, принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и не может делиться на акции, доли или паи.

Как правило, создание ФГУП осуществляется для решения государственных задач на коммерческом основании, например, для реализации продукции ниже себестоимости или поддержки дотационной деятельности.

Что касается приватизации ФГУП, то под ней понимают возмездное отчуждение госимущества в пользу юридических или физических лиц. Как гласит Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, приватизировать предприятие можно несколькими методами:

  • реорганизация в АО;
  • продажа на конкурсах, аукционах, в форме публичного предложения, по итогам доверительного управления;
  • реализация акций АО, являющихся госсобственностью, за рубежом;
  • использование государственного или муниципального имущества как уставной капитал в АО;
  • продажа акций АО на бирже.

Приватизация государственной и муниципальной собственности

Стоит заметить, что если величина уставного капитала, определяемого ФЗ-178, выше, чем минимальные размеры учредительных средств создаваемого общества, то приватизация ФГУП может производиться только его реорганизацией в АО. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда нужно приватизировать предприятие, имеющее важное государственное значение. В оставшихся случаях менять форму собственности можно другими вышеуказанными способами.

Реорганизация ФГУП в ООО, АО, ПАО

Порядок приватизации ФГУП регулируется законодательством, программой проведения данного процесса и прочими нормативными актами, принятыми компетентными органами. Вся процедура проходит в несколько последовательных этапов.

Добавление в прогнозный план

Начальной стадией процесса выступает утверждение прогнозного плана реорганизации гособъектов, который готовится Правительством РФ ежегодно на последующий год. Относительно региональных унитарных компаний соответствующие программы утверждаются представителями местных властей.

Руководителю важно понимать, что после добавления предприятия в составляемый план к руководству начнут применяться некоторые ограничения.

Так, от даты утверждения программы и до дня оформления общества любые сделки, предусматривающие имущественное отчуждение, могут совершаться только с разрешения собственника.

Данное условие относится к собственности, стоимость которой больше 5 миллионов рублей или 5 % от балансовой стоимости активов. Помимо того, согласие собственника потребуется и при обращении в банки за кредитованием, формировании других обществ и т.д.

В ситуациях, когда решение о приватизации ФГУП принимается Правительством, согласование договоров производится в Росимуществе. В иных случаях его получают в территориальных органах.

Вынесение решения о порядке, по которому предполагается приватизировать организацию

На базе подготовленного плана Правительство РФ или территориальные власти выносят решения, касающиеся подготовки имущественного комплекса к приватизационному процессу.

В распоряжении указываются отделы Росимущества или органов местного самоуправления, которые будет осуществлять взаимодействие с ФГУП.

Дополнительно прописываются мероприятия, требуемые для процедуры, и время их проведения. В частности, понадобится:

Ее проведение выполняется самостоятельно предприятием согласно Приказу № 49 Минфина РФ от 13.06.1995 г. По результатам готовится акт, к которому следует приложить список обязательств компании, действующих на момент проверки. Ответственность за проведение и достоверность полученных результатов несет руководитель.

Частой проблемой перед приватизацией ФГУП являются ошибки в выполнении инвентаризации. К таковым относятся неправильное составление актов, нарушения во взаимодействии ответственных лиц и инвентаризационной комиссии, отсутствие в описи обязательных сведений, предусмотренных законодательством.

Впоследствии недочеты часто выявляются аудиторами, что приводит к необходимости повторной проверки и затягиванию сроков приватизационного процесса.

В связи с этим руководителю следует с особым вниманием подходить к данному вопросу и при необходимости привлекать к инвентаризации квалифицированных юристов.

  • Составить промежуточный баланс

По годовой отчетности бухгалтерии составляется промежуточный баланс, который в дальнейшем проходит аудиторскую проверку. К нему прилагается план земельного участка и правоустанавливающая документация на землю. Если земельная недвижимость зафиксирована в кадастре, необходимо приложить ее кадастровый план. В противном случае планировка готовится согласно типовым договорам по купле-продаже.

Стоит учитывать, что при преобразовании организации в хозяйственное общество цена земли должна быть идентичной ее кадастровой стоимости.

Любые разновидности собственности, не входящие в перечень приватизируемых активов, могут быть изъяты впоследствии ее владельцем.

При наличии требований, предъявляемых кредиторами, таковые рассматривают в ходе установления объема имущественного комплекса. Вместе с тем, чтобы перевести эти требования на новую фирму, не нужно получать согласия заимодавцев.

  • Рассчитать балансовую стоимость

Необходимым условием правильной приватизации ФГУП выступает расчет балансовой стоимости активов компании. Его производят на базе промежуточного баланса, подготовленного по итогам инвентаризации. Общая цифра определяется путем суммирования чистых активов организации и стоимости земли минус балансовая стоимость имущества, которое не предполагается приватизировать.

  • Подготовить передаточный акт

Подготовка акта осуществляется согласно решению о порядке приватизирования. По своему содержимому он должен полностью отвечать составу имущественного комплекса.

В документе прописываются все типы собственности предприятия, не исключая постройки, инвентарь, оборудование и другое имущество. Кроме того, в него включают права на название фирмы, товарный знак, объекты интеллектуальной собственности.

Обязательным пунктом при составлении акта считается информация об участке земли, уставном капитале, числе акций формируемого общества.

В рамках приватизации ФГУП документ дополняется такими приложениями, как расчет балансовой стоимости и список обременений. Подготовленный акт передается налоговому инспектору неподписанным. Его подписание осуществляется уже по завершению регистрации АО принимающей стороной, а именно – исполнительным органом акционерного общества.

После подготовки требуемой документации осуществляется аудиторская проверка. Договор с фирмой, которая будет проводить аудит, заключает орган, отвечающий за принятие решения о порядке приватизационного процесса.

Также перед обращением в ФСН необходимо подготовить устав создаваемой организации, определить состав органа управления и ревизионной комиссии. После этого можно обращаться в налоговую инспекцию и проходить процедуру оформления АО.

Государственная регистрация АО

Оформлением открытого акционерного общества занимается исполнительный орган создаваемого АО. Для регистрации в налоговую службу необходимо предъявить следующий список документов:

  • заявление;
  • решение об условиях приватизации;
  • устав (2 экз.);
  • передаточный акт.

Оформление, проводимое в ходе приватизации ФГУП, не требует уплаты государственной пошлины.

Госрегистрация возникновения права собственности

Ее осуществляет исполнительный орган после обращения Министерства имущества в службы юстиции. Вместе с оформлением права собственности производится регистрирование обременений того имущества, что принадлежит унитарному предприятию.

Кроме того, приватизационный процесс предполагает подписание договоров относительно использования собственности, которая не подлежит приватизации.

Их заключение производится между исполнительным органом и территориальным подразделением Минимущества.

Отдельно стоит упомянуть социальные стороны процедуры. Так, трудовые отношения сотрудников ФГУП после реорганизации могут продолжаться, но с их согласия. Изменения в коллективный договор допускается вносить спустя 3 месяца от даты госрегистрации. До этого акционерное общество должно придерживаться списка обязательств и соблюдать те условия, что прописаны в изначальном договоре.

Выпуск акций

На протяжении 1 месяца от момента госрегистрации новообразованному АО нужно выпустить акции и зарегистрировать выпуск в региональном подразделении ФКЦБ.

Регистрация выполняется исполнительным органом нового общества согласно порядку, установленному законами РФ относительно ценных бумаг.

Единоличным владельцем акций первого выпуска в реестре акционеров указывается государство в лице Министерства имущества.

Что дает приватизация

Основные изменения после приватизации ФГУП:

  • право распоряжаться имущественным комплексом переходит от владельца унитарной организации к собственнику АО;
  • компания теряет возможность получать прямые бюджетные выплаты (дотации, субвенции и т. д.);
  • акционерное общество может самостоятельно распределять прибыль, но дивиденды от акций передаются в бюджет.

Отчуждение госимущества в пользу физических или юридических лиц позволяет снизить долю прямого участия государства в экономической сфере, а также частично финансировать дефицит бюджета.

Посредством приватизационного процесса можно повысить эффективность не только управленческой структуры компании, но и всей экономики в целом.

Во многих отраслях приватизация существенно продвигает сервис для бизнеса и населения, что положительно сказывается на инвестиционной привлекательности страны.

На сегодня приватизации ФГУП – еще мало распространенное явление, поэтому руководителю унитарного предприятия и юридическим департаментам бывает достаточно сложно разобраться в ее этапах и оформлении документов.

Специалисты компании ООО «АКРУС» обладают внушительным опытом в реорганизации компаний и готовы решить любые вопросы по смене форм собственности на высоком профессиональном уровне. Мы предоставляем клиентам квалифицированное юридическое сопровождение с полной ответственностью за выполненную работу.

Для получения консультаций по оказываемым услугам свяжитесь с нами по E-mail или контактному телефону, указанному на сайте.

Источник: https://akrus.su/blog/privatization/kak-prohodit-privatizatsiya-fgup/

Приватизации государственного имущества 2020-2022 гг. заинтересует только азиатских инвесторов

Как происходит приватизация фгуп

Распоряжением Правительства РФ № 3260-р от 31 декабря 2019 года был утвержденПрогнозный планприватизации федерального имущества на 2020-2022 гг. В документе на 253 страницах указано, что в частные руки планируется передать свыше 1 тыс.

объектов государственной казны, доли РФ в 13 обществах с ограниченной ответственностью (ООО), 86 унитарных предприятий, ценные бумаги 186 акционерных обществ. За счет приватизационных мероприятий бюджет планирует ежегодно зарабатывать по 3,6 млрд руб.

Сейчас Россия владеет долями / акциями в 1130 компаниях и является собственником 700 унитарных предприятий (по состоянию на 1 января 2019 года).

Известно, что государство больше всего заинтересовано в приватизации унитарных предприятий и долей / акций в компаниях, ведущих деятельность в сфере науки, здравоохранения, полиграфии, сельского хозяйства и операций с недвижимостью.

Среди объектов, которые хотят передать в частные руки – конюшни, племенные заводы, совхозы, ряд издательств (например, «Уральский рабочий», «Советская Кубань»), научно-технические предприятия («РостехИнтеграция», «Северная Заря»), многочисленные заводы и энергетические предприятия.

И если часть государственных компаний прибыльна, то другие кажутся убыточными (или околоубыточными). В Прогнозном плане сказано, что Правительство РФ видит в качестве инвесторов кого угодно: от отечественных капиталовкладчиков до иностранных бизнесменов. Вопрос в том, будут ли государственные активы привлекательны для инвесторов, и удастся ли федеральным властям осуществить задуманное.

План выполнят за счет азиатских инвесторов

Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что план приватизации 2020-2022 гг.

будет реализован в назначенные сроки, так как созданы все условий для эффективного управления и отчуждения федерального имущества. В план включено имущество, востребованное в коммерческом обороте.

Помимо этого, государственные органы исполнительной власти для успешной реализации плана приватизации организовали следующие мероприятия:

  • повышение открытости приватизационных процедур;
  • расширенная реклама, маркетинговые ходы, информированность бизнеса о проводимых мероприятиях;
  • завершение оформления прав на активы государственных предприятий.

Несмотря на это, инвестиционный климат в стране остается далеким от идеала. А потому крупные иностранные компании вряд ли заинтересуются финансовыми активами, утвержденными планом приватизации 2020-2022 гг., из-за международных экономических санкций. Из иностранных компаний могут быть инвесторы только из азиатских стран, например, компании Китая.

Оксана Васильева подчеркивает, что одной из перечисленных в распоряжении целей снижения доли государства в федеральном государственном имуществе посредством приватизации является привлечение иностранных инвесторов и тем самым повышение эффективности крупного бизнеса. Однако вряд ли стоит ожидать заинтересованных лиц из Европы или Америки. Отечественные капиталовкладчики также говорят о необходимости совершенствования инвестиционного климата и сейчас недовольны темпами его изменения в позитивную сторону.

«Иностранными» инвесторами могут стать офшоры с российским происхождением

Валентин Смирнов, СЕО группы компаний «Космос», считает, что через приватизацию государственные компании попадут в собственность как отечественных, так и «иностранных» инвесторов (компаний-офшоров), капитал которых имеет российское происхождение.

Управленец не исключает, что имущество федеральной казны может быть передано во владение приближенных к высокопоставленным лицам страны. По мнению Валентина Смирнова, граждане вряд ли ощутят смену собственников предприятий.

Они так или иначе достанутся лицам, имеющим общие интересы с государственными чиновниками.

Скорее всего, приватизационный план будет выполнен, и его реализации не помешают ни санкции, ни законодательство, ни судебная система, ни курсы валют или процентов по кредитам. Валентин Смирнов считает, что потенциальные инвесторы на указанное в плане имущество уже определены, и за счет этих мероприятий обогатится не только федеральный бюджет, но и капиталовкладчики.

Борьба с огосударствлением экономики

Юрист Алексей Хижняк, специалист по вопросам развития промышленности и малого, среднего бизнеса, назвал план Правительства РФ достаточно амбициозным. В частности, планируется сокращение доли государства в уставных капиталах 7 крупнейших обществ, среди которых есть банк ВТБ, южные морские торговые порты, «Алмазювелирэкспорт», «Совкомфлот» и другие.

Эксперт считает, что реализация данной программы в конкретные заданные сроки пока вызывает осторожные сомнения. В 2018 году Институт Адизеса (международная консалтинговая компания в области менеджмента) провел опрос, по итогам которого 90 % крупных российских компаний обратили внимание на растущее огосударствление экономики.

При том, что бизнесу всегда комфортнее работать с частными партнерами, он не видел предпосылок для масштабной приватизации. 50 % опрошенных посчитали долю государства в ВВП «крайне высокой», а еще 23 % – просто высокой.

Однако Президент России Владимир Путин регулярно высказывался о необходимости уменьшения доли государства в экономике, в том числе в своем Послании Федеральному Собранию, поэтому шаг, сделанный Правительством, вызывает оптимизм.

«У большинства компаний, предлагаемых к приватизации, крайне низкая прозрачность для потенциальных инвесторов, и у них на балансе в избытке находятся неоперационные активы.

Отечественные инвесторы в большинстве своем не располагают лишними денежными средствами, чтобы покупать предприятия, в которые, скорей всего, придется еще серьезно вкладываться.

А иностранных инвесторов допускать к владению российскими активами, которые государство считает принципиально важными, также никто особо не торопится, учитывая внешнюю конъюнктуру и санкционные реалии», – анализируетАлексей Хижняк.

По мнению специалиста, успешность реализации плана по приватизации в 2020-2022 гг. зависит от совокупности следующих факторов:

  • Стоимость продажи активов. Государство будет реализовывать активы по рыночной или ниже рыночной цене?
  • Наличие дополнительных льгот и преференций для инвесторов.
  • Окончательное принятие закона «О защите капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», который закрепит четкие условия и гарантии ведения бизнеса на территории нашей страны.

Эксперт считает, что вышеуказанные условия могут помочь поэтапной реализации приватизации, создать некие «лучшие практики», которые в дальнейшем простимулируют и расширение перечня приватизируемого имущества, и, в конечном счете, снизят долю государства в экономике, увеличив поступления в бюджет РФ.

Чем закончится приватизация государственного имущества пока неизвестно. Федеральные власти вроде хотят увеличить количество «частных рук» в экономике, но при этом понимают, что у российских инвесторов денег не слишком много.

Из иностранцев только представители азиатских стран могут по-настоящему заинтересоваться проектом. Другой вариант – заграничные офшоры с «пророссийским» происхождением.

Однако здесь вопрос о стратегически важных активах, которые рискованно «отдавать за рубеж».

Подписывайтесь нателеграмм канал ДОЛГ.РФ. Получайте новости быстрее.

Выпустят ли Вас за границу? Сможете ли уехать в долгожданный отдых на новогодних праздниках? Узнать – есть ли у вас запрет на выезд за пределы России можночерез нашу площадку!

Все о финансах, налогах и банкротстве читайтена нашем портале.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c988756c5686200b3ca2170/privatizacii-gosudarstvennogo-imuscestva-20202022-gg-zainteresuet-tolko-aziatskih-investorov-5e1882cfdddaf400b1f6e104

Ликвидация МУПов и ГУПов в 2019 году – обзор закона о приватизации государственного и муниципального имущества

Как происходит приватизация фгуп

Государственные и муниципальные предприятия – пережиток советского прошлого, от которого необходимо избавиться. Такова позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – главного «врага» МУПов и ГУПов, инициатора законопроекта об их ликвидации.

По инициативе ФАС и с одобрения Президента РФ Владимира Путина Россию ждет масштабная ликвидация ГУПов и МУПов в 2019 году. Указ президента, однако здесь не причем.

В Госдуму внесен законопроект №-554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Документ уже принят в первом чтении 11 декабря 2018 года. Текст законопроекта доступен для скачивания ниже по ссылке. Расскажем о нем подробнее.

Предыстория: почему решили ликвидировать госпредприятия

Законопроект №-554026-7 разработан по поручению президента. Инициаторами проект отмечается, что в современных реалиях предприятия, создаваемые государством и не наделенные в отношении передаваемого ему учредителем имущества всем комплексом прав собственника, тормозят развитие соответствующих сфер народного хозяйства, в которых фактически занимают монопольные позиции.

Почему так происходит? Вот отличительные характеристики этой организационно-правовой формы в современных условиях:

  • свое имущество у МУПов и ГУПов отсутствует, его им предоставляет государство или муниципалитет (этим и объясняется разница в названии);
  • нередко им требуется поддержка государства, которая оказывается без контроля антимонопольной службы;
  • финансовую отчетность они не обязаны раскрывать и контроль за расходованием средств осуществлять достаточно проблематично;
  • основные два источника дохода на настоящий момент: субсидии государства и сдача госимущества в аренду.

Вышеперечисленные привилегии позволяют получать преимущественное положение на рынке. Часто частные компании не могут ничего противопоставить госпредприятиям. Таким образом, если в конкретной сфере действует ГУП или МУП, конкуренция в ней будет отсутствовать.

При этом показывать какие-либо достижения или прибыль таким предприятиям невыгодно.

Многомиллионные субсидии от государства эффективные и успешные организации не получают, поэтому в их интересах работать в убыток, или хотя бы показывать его официально.

Таким образом, они и сами не развивают занятую отрасль и не пускают в нее частные фирмы. Именно таково объяснение инициаторов проекта о ликвидации ГУПов и МУПов.

Предложение законопроекта

Активные противники законопроекта объясняют свою позицию тем, что фактически предлагается принять закон о приватизации государственного и муниципального имущества. В 2019 году это революционная идея, которая совершенно естественно вызвала споры в обществе и неоднозначную реакцию. На самом же деле законопроект не предлагает чрезмерно радикальные меры.

Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года устанавливает не полную их ликвидацию, а скорее преобразование. А вот создание новых госпредприятий запрещается, так же как и их присутствие на конкурентных рынках.

То есть, сохраняется возможность деятельности МУПов и ГУПов в сфере естественных монополий, а также и в сфере обороны страны.

Также не будут трогать предприятия, которые созданы по спецраспоряжению президента или главы правительства.

Порядок преобразования

Все остальные ГУПи и МУПы обязаны до 2021 года провести инвентаризацию имущества, ведь сейчас многие госпредприятия не могут сказать, сколько у них конкретно имущества, так как оно нередко даже не поставлено на учет. Кроме того, предполагается провести аудиторскую проверку бухбаланса.

Преобразовать их планируется в акционерные общества или бюджетные предприятия, которые предполагают более прозрачную схему отражения доходов и расходов. Бюджетные учреждения регулируются со стороны государства строже, чем ГУПы, они проводят закупки строго по закону.

Реорганизация не предполагает автоматически увольнение всего штата предприятий, руководство будет решать, какие работник потребуются для осуществления деятельности в будущем.

Таким образом, все предприятия, подпадающие под закон, переводятся на рыночные рельсы и частично лишаются поддержки государства.

Пока не ясно, каким образом будет происходить реорганизация, в проекте указано только, что необходимо решение учредителя, то есть, государства.

Если, например, будет организовываться АО, то непонятно, как будет происходить выпуск акций, удостоверяющих право на часть приватизируемого госимущества. Видимо, будут отдельное Постановление Правительства РФ по этому поводу, либо решение по конкретным предприятиям.

Реакция на законопроект

Закон о ликвидации МУПов и ГУПов с 1 января 2019 года стал широко освещаться в прессе и получил критику не только от широкой общественности, но даже и от Правительства. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко четко выразила общую мысль – в таком виде закон Совфедом одобрен не будет, он нарушает принцип распределения полномочий и предполагает произвольное распоряжение госимуществом.

Уже вынесены на обсуждение поправки, предполагающие продлить срок, выделенный для преобразования, до 2023 года. Также предлагается оставить районам Крайнего Севера возможность выбирать: оставлять ли госпредприятия в ключевых сферах, где они необходимы по мнению руководства этих субъектов РФ.

Вызывает большие вопросы как у граждан, так и у экспертов ликвидация МУПов и ГУПов в сфере ЖКХ. Традиционно считалось, что эта сфера нуждается в госконтроле. Например, жители крупных городов не представляют приватизации метрополитена, и таких примеров масса.

На данный момент идет сбор поправок ко второму чтению законопроекта.

Ознакомиться с письмом Правительства РФ к законопроекту можно здесь

Скачать текст проекта закона о ликвидации МУПов и ГУПов можно здесь

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/zakon-o-privatizacii-mupov-i-gupov-do-2021-goda-obzor-proekta-n554026-7/

Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года – обзор проекта N554026-7

Как происходит приватизация фгуп

В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях прямо не указано: проектные ГУПы не ликвидируются или ликвидируются. Установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать для работы или жизнедеятельности:

  • органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
  • естественных монополий;
  • в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами территории России;
  • в районах Крайнего Севера;
  • с радиоактивными отходами;
  • по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.

Под исключения попали унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.

По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Можно ли создать новое ГУП, не ликвидируя старое, — не всегда.

Во-первых, работает общий запрет на создание ГУПов и МУПов, а во-вторых, до 2025 необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения. Если сомневаетесь, 485-ФЗ изменил и закон о защите конкуренции.

Он включил в нее ст. 35.2.

В ней указано, что органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности.

Причины реформы

На основании указа президента № 618 от 21.12.2017 о национальном плане ФАС хочет ликвидировать ГУПы и МУПы на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.

Эта ситуация наблюдается и на конкурентных рынках. Одновременно с этим большая часть унитарных предприятий функционируют в сегментах с достаточной конкуренцией. В основном они занимаются теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, управлением жилым фондом, торговлей и оказанием услуг.

В первом чтении был принят закон о приватизации унитарных предприятий. Примечательно, что это событие осталось без внимания СМИ, но эксперты уже сейчас говорят о том, что эта приватизация будет иметь катастрофические последствия для россиян.

Закон предполагает ликвидацию ГУПов и МУПов уже к 2021 году. Такие предприятия не смогут существовать в своей нынешней форме и будут переданы частным владельцам, в том числе и тем, кто не имеет гражданства Российской Федерации.

Премьер-министр Дмитрий Медведев и представители Федеральной антимонопольной службы хотят передать водоканалы, аптеки и другие унитарные организации в частное владение. Обосновывается это низкой эффективностью такой формы организации предприятий

Законодатели говорили о том, что унитарные предприятия должны стать акционерными обществами. Для этого, с точки зрения властей, было несколько причин:

1. Низкая эффективность деятельности таких предприятий; 2. Плохие условия, в которых содержатся ГУПы и МУПы. Многие владельцы попросту сдают строения для того, чтоб зарабатывать на аренде, а не ведут деятельность, положенную данной организации собственности;

3. Ухудшают конкурентную ситуацию на территории государства.

Долгое время государство контролировало данные предприятия. Но после того как был подписан закон, благодаря которому были упрощены нормы госзакупок для унитарных предприятий, средства из бюджета России перестали привлекаться для осуществления данного процесса.

Это должно было сделать такие предприятия конкурентоспособными. Но после принятия таких законов государство перестало получать прибыль, а потому данные предприятия будут ликвидированы.

Но к чему приведёт принудительная ликвидация?

После того, как представители бизнеса получат доступ к таким предприятиям, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, управление жилым фондом, торговля и сфера услуг существенно подорожают для конечного потребителя. Частные управленцы смогут регулировать ценовую политику самостоятельно.

Совет Федерации одобрил ликвидацию ГУПов и МУПов 6 ноября, 9 ноября действующий министр финансов Антон Силуанов поручил Минэкономразвития до 1 февраля разработать план и обозначить затраты на ликвидацию унитарных предприятий. Представители ФАС снизят государственную долю в экономике, а представители бизнеса получат возможность разворовывать бывшее государственное имущество и устанавливать грабительские расценки на услуги.

Яркий пример: по учреждениям Нижнего Тагила идет рассылка уведомлений от МУП «Горэнерго» с предложением погасить задолженность в связи с прекращением деятельности предприятия. То есть МУП «Горэнерго» в скором будущем прекращает свою деятельность, по причине — банкротства.

Как правило, у нас в стране предприятия сами не банкротятся. Их банкротят.

Но не в этом дело.

А дело в том, что теплоснабжением города Нижний Тагил в настоящее время занимаются две организации — МУП «Горэнерго» и МУП «Нижнетагильские теплосети» (НТТС).

После прекращения работы МУП «Горэнерго» фактическим монополистом в этой сфере останется МУП «НТТС».

Так как «НТТС» — муниципальное предприятие, то ответственность за теплоснабжение города и за цены на теплоноситель несет администрация города.

Дальше капиталисты в Госдуме проталкивают упомянутый выше закон о приватизации МУПов, МУП «Тагильские теплосети» переходят в руки какого-нибудь частного «эффективного менеджера» — и вот вам готовый частник-монополист по теплоснабжению нашего далеко не южного города!

На что способен частник-монополист, Тагильчане знают на примере мусорной компании «Рифей», которая взвинтила расценки, включив в них “инвестиционную” составляющую на строительство мусороперерабатывающего завода.

Пока государственная машина находится в руках капиталистов, основная налоговая нагрузка будет ложится на плечи миллионов трудящихся, а вся законодательная база формироваться и корректироваться в интересах буржуазии. Последние годы мы отчетливо видим, как капитал наступает на права рабочих, сокращая и упраздняя социальные гарантии, которые они завоевали в начале 20 века, как подбивается ТК РФ в угоду работодателя.

Это необратимая тенденция, причина которой таится в самой сути капиталистической системы и переломить ее можно только поменяв социально-экономическую формацию. Иначе многомиллионный рабочий класс, угнетаемый кучкой эксплуататоров будет нищать, а кризисы перепроизводства и межимпериалистические разборки по дележу рынков сбыта ввергнут нас в мировую войну с непредсказуемыми последствиями.

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий.

Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, внесен в Госдуму правительством и принят депутатами в первом чтении 11 декабря 2018 года.

Согласно редакции законопроекта, принятого в первом чтении, к 1 января 2021 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

При подготовке документа ко второму чтению этот переходный период было решено продлить до 1 января 2025 года.

Запрет на создание ГУП и МУП не коснется случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства.

Исключение также составят унитарные предприятия, созданные в целях национальной безопасности и обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

Большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

На 1 января 2018 года в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 года, свидетельствуют данные ФАС.

История вопроса

Госдума 22 ноября 2018 года перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

6 декабря 2018 года были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители ФАС напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции.

Министерство управления государственным имуществом. Екатеринбург.
Андрей Алексеев © ИА Красная Весна

Источник: https://sudsoveti.ru/gosduma-prinyala-zakon-o-likvidaczii-unitarnyh-predpriyatij-do-2025-goda/

Распродажа по акциям: стали известны детали приватизации на 2020–2022 годы

Как происходит приватизация фгуп

Подробности нового плана приватизации на 2020–2022 годы выяснили «Известия». На совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова 10 декабря рассматривалась возможность отчуждения 25% акций РЖД и госкорпорации «ДОМ.РФ», а также 50% «Почты России» и Россельхозбанка («Известия» ознакомились с предложениями ведомств).

В «Аэрофлоте» участие государства может снизиться на 1 п.п., в аэропорту Шереметьево — на 15 п.п., а из уставных капиталов «Продинторга» и Новороссийского морского торгового порта правительство может выйти полностью. При этом свою долю РФ планирует сокращать не только с помощью продажи акций, но и посредством дополнительных эмиссий.

Впрочем, в большинстве организаций контроль всё равно останется за государством.

Долевое участие

Новый план приватизации на ближайшую трехлетку сейчас проходит обсуждение в правительстве. Так, в 2020–2022 годах государство может сократить долю своего участия в уставном капитале РЖД со 100% до 75% + 1 акция, следует из предложений министерств, представленных на совещании у Антона Силуанова.

Сделать это планируется как с помощью эмиссии ценных бумаг, так и продажи федерального пакета. Выпуск дополнительных акций должен снизить госучастие и в полностью принадлежащем правительству Россельхозбанке — до 50% + 1 акция.

До этого же размера может быть сокращено участие РФ и в «Почте России», говорится в предложениях.

Кроме того, в правительстве обсуждали отчуждение части госкорпорации «ДОМ.РФ». Чиновники предложили приватизировать 25% акций института развития через допэмиссию, чтобы у государства осталось 75% + 1 акция. По такой же схеме планируется действовать и с «Росагролизингом».

В Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС) и «Росгеологии» снижения доли государства со 100% до 75% + 1 акция хотят добиться с помощью продажи ценных бумаг. При этом сообщается, что акции последней передадут стратегическому инвестору.

Такой же метод могут использовать и в приватизации «Русгидро», где РФ планирует сократить свою долю с 60,56% до 50% + 1 акция.

«Государственную транспортную лизинговую компанию» (ГТЛК) планируется отчуждать в два этапа: сначала долю РФ сократят до 75% + 1 акция, а после этого — до 50% + 1 акция.

Столько же РФ оставит себе и в «Российских ипподромах» (сейчас компания принадлежит государству полностью). В «Россетях» правительство высвободит 13% ценных бумаг, снизив свою долю с 88,04% до 75%+1 акция.

До такого же уровня планируется сократить участие «Россетей» в ФСК ЕЭС, сегодня доля первой компании во второй составляет 80,13%. В ФСК ЕЭС пустят стратегического инвестора.

Символическую приватизацию власти могут провести в отношении «Аэрофлота»: участие РФ в уставном капитале авиакомпании собираются снизить примерно на 1 п.п. — c 51,17% до 50% + 1 акция. В то же время в аэропорту Шереметьево долю государства предлагается сократить с 30,46% до 25%+1 акция. А в «Объединенной зерновой компании» планируется продать 25%, уменьшив участие РФ с 50% до 25% + 1 акция.

Вовсе прекратить участие Россия может в двух акционерных обществах: Новороссийском морском торговом порту (НМТП), где у государства 20%, и «Продинторге», который принадлежит РФ на 100%. По приватизации «Зарубежнефти» конкретных предложений еще не сформировано. Сейчас компания принадлежит РФ целиком.

План не работает

«Известия» направили запросы в пресс-службы всех перечисленных организаций и ведомств, которые инициировали их внесение в приватизационный список. В пресс-службе «Зарубежнефти» напрямую не ответили о возможной продаже, однако подчеркнули, что «основной целью менеджмента компании является максимально эффективное выполнение всех поставленных акционером задач».

Директор департамента координации деятельности отраслевых организаций Минкомсвязи России Алексей Доронкин заявил, что вопрос приватизации «Почты России» в данный момент не обсуждается. Он напомнил: в октябре 2019-го организация была переоформлена из ФГУП в АО и ее акции отчуждению не подлежат.

В «Росгеологии» и аэропорту Шереметьево отметили, что не располагают нужной информацией, в РЖД и ГЛОНАСС отказались от комментариев. В Минстрое перенаправили запрос в пресс-службу ДОМ.РФ. В Минэкономразвития, Минфине, Минэнерго, Минсельхозе и Минтрансе, а также в компаниях-кандидатах на внесение в список приватизации не ответили на запросы «Известий» о деталях программы.

Ранее пресс-секретарь Антона Силуанова Наталия Фоменко заявляла «Известиям», что по итогам совещания в план реализации госимущества внесли корректировки.

В частности, были определены дополнительные активы, которые могут включить в окончательные списки продажи.

Пресс-секретарь также уточняла, что один из вариантов использования средств от приватизации — расширение инвестиционных программ по ряду компаний.

При этом предыдущий план продажи госимущества на 2017–2019 годы в части крупнейших компаний выполнен не был. Федеральный чиновник финансово-экономического блока правительства ранее пояснял «Известиям», что включение организаций в план не означает их обязательную продажу.

В тот документ было внесено отчуждение в том числе акций таких организаций, как ВТБ, Сбербанк, «Алроса», НМТП, «Совкомфлот», ОЗК. Реальные попытки предпринимались только по продаже 25% + 1 акции «Совкомфлота», но сделка так и не состоялась. На совещании у Антона Силуанова продажу Сбербанка, ВТБ и «Совкомфлота» не обсуждали.

Плюсы приватизации

Формат приватизации через дополнительную эмиссию будет способствовать развитию финансового рынка в стране, пояснил гендиректор управляющей компании «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. Он напомнил, что сейчас котировки госкомпаний бьют исторические рекорды.

Как считает научный руководитель Финансового университета Дмитрий Сорокин, в ситуации, когда главной целью приватизации ставится улучшение эффективности бизнеса, целесообразно снизить госучастие в компаниях ниже контрольного уровня.

Если государство сохраняет в своей собственности более 75% акций, другие владельцы фактически никак не могут помешать ему принимать стратегические решения и назначать ее руководителей.

Таким образом, качество управления от приватизации в таком формате никак не поменяется.

Считается, что вывод компании на биржу и привлечение частных инвесторов стимулируют менеджмент улучшать эффективность бизнеса, однако есть и другие метрики для мотивации управленческого состава, отметил эксперт.

Вознаграждение топ-менеджмента может быть привязано к уровню прибыльности. Вряд ли продажа 10-процентного пакета частному инвестору существенно повлияет на деятельность компаний.

При этом уменьшится размер дивидендов по акциям, которые получает государство, пояснил Дмитрий Сорокин.

Источник: https://iz.ru/955229/ekaterina-vinogradova-dmitrii-grinkevich/rasprodazha-po-aktciiam-stali-izvestny-detali-privatizatcii-na-2020-2022-gody

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: