Как сдать государственное здание если оно в оперативном управлении в буджетном учреждении

Содержание
  1. Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений
  2. Какой ОКОФ применять
  3. Ключевые принципы учета
  4. Как принять здание к учету
  5. Как в бухучете отразить модернизацию
  6. Как списать здание
  7. Что проверяет инвентаризационная комиссия
  8. Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ
  9. Функции субъектов
  10. Объем прав
  11. Процесс закрепления имущества на праве ОУ
  12. Переход права управления
  13. Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования
  14. Ограничение прав
  15. Как сдать в аренду имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и оперативном управлении
  16. Как составить проект договора аренды имущества в оперативном управлении
  17. Как получить согласие собственника на аренду имущества в оперативном управлении
  18. Когда и как нужно одобрить сделку по аренде имущества в оперативном управлении
  19. Как провести торги по аренде имущества в оперативном управлении
  20. Как проверить победителя торгов и заключить договор аренды
  21. В каком случае и как нужно регистрировать договор аренды
  22. Сдача имущества по новому стандарту «Аренда»: трудности бухгалтера и пути их решения
  23. Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?
  24. Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?
  25. 1. Как определить тип аренды?
  26. О каком сроке полезного использования идет речь в стандарте «Аренда»?
  27. 2. С какого момента начинать учет по стандарту «Аренда»?
  28. 3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?
  29. 4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?
  30. 5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений

Как сдать государственное здание если оно в оперативном управлении в буджетном учреждении

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций; 
  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми.

Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Какой ОКОФ применять

Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию. В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо от 27.

12.16 № 02-07-08/78243), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств.

Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например:

11 0000000 Здания (кроме жилых):

  • 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки
  • 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий

Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем  классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ:

Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно)

Здания
Здания (кроме жилых)Сборно-разборные и передвижные здания
Жилища
Здания жилые общего назначенияЖилища каркасно-камышитовые и другие облегченные

Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.

Ключевые принципы учета

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н  уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам. Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета: 

  • 010111000 «Жилые помещения»;
  • 010112000 «Нежилые помещения».

Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр. — учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ от 30.03.15 № 52Н).  Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия.

Как принять здание к учету

Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению.

Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.

Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п. 333 Инструкции № 157н).

Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений.

операцииДебетКредит
До государственной регистрации объекта недвижимости
Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника01
Отражены расходы на коммунальные услуги0 401 20 2230 302 23 730
После государственной регистрации объекта недвижимости
С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество01
Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
на сумму балансовой стоимости0 101 1х 3100 210 06 6600 401 10 180
на сумму начисленной амортизации0 210 06 5600 401 10 1800 104 1х 410

При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

Как в бухучете отразить модернизацию

Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр.

Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр.

Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».

Как списать здание

В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н.

Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения. До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции.

Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения. Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.

Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение
ДебетКредитДебетКредитДебетКредит
Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ
1 104 1х 410 1 401 10 1721 101 1х 4100 104 1х 410 0 401 10 1720 101 1х 4100 104 1х 000 0 401 10 1720 101 1х 000
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий
1 104 1х 410 1 401 20 2731 101 1х 4100 104 1х 410 0 401 20 2730 101 1х 4100 104 1х 000 0 401 20 2730 101 1х 000

Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.

Хозяйственные операции по списанию объекта:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Списание начисленной амортизации здания1 104 12 4101 101 12 4101 300 000
Списание остаточной стоимости здания1 401 20 2731 101 12 4101 900 000

При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:

  • форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Что проверяет инвентаризационная комиссия

Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация. Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49) и других нормативных актах.

Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи. Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость.

Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно.

Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений.

Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2017/9/12674

Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Как сдать государственное здание если оно в оперативном управлении в буджетном учреждении

м права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением.

Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно.

Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Источник: https://jurist.lawyer/house/operativnoe-upravlenie.html

Как сдать в аренду имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и оперативном управлении

Как сдать государственное здание если оно в оперативном управлении в буджетном учреждении

Если для сдачи государственного или муниципального имущества в аренду обязательно согласие собственника, то нужна и оценка арендной платы (ч. 1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Чтобы провести оценку, заключите договор с оценочной организацией или индивидуальным оценщиком. Это нужно сделать:

  • казенному учреждению или предприятию по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
  • бюджетному учреждению по Закону N 223-ФЗ, если у него есть положение о закупках и услуги оценщика оплачиваются небюджетными средствами (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • бюджетному учреждению по Закону N 44-ФЗ в остальных случаях (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • автономному учреждению по Закону N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В договор на оценку включите условия, перечисленные в ст. 10 Закона об оценочной деятельности.

Оценщик предоставит вам отчет об оценке. Цена, указанная в нем, является рекомендуемой для определения начальной цены торгов и считается достоверной в течение 6 месяцев (ст. ст. 11, 12 Закона об оценочной деятельности).

Как составить проект договора аренды имущества в оперативном управлении

Арендную плату в проекте договора укажите на основании оценки. Если вам предстоит провести аукцион, это будет начальной (минимальной) ценой договора.

Если вы федеральное учреждение или предприятие, включите в договор типовые условия, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2017 N 2. К таким условиям относится, в частности, обязанность арендатора использовать объект по назначению и поддерживать его в надлежащем состоянии.

Если для вашего учреждения установлены примерные формы договоров аренды, используйте их.

Подобные формы и типовые условия могут разрабатывать также органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Проверьте, есть ли они в вашем регионе или муниципальном образовании.

В остальном договор должен соответствовать общим правилам Гражданского кодекса РФ об аренде.

Как получить согласие собственника на аренду имущества в оперативном управлении

Согласие нужно, если:

  • казенные учреждения и предприятия сдают в аренду любое имущество (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • бюджетные учреждения сдают в аренду недвижимость и особо ценное движимое имущество, которое предоставил собственник либо на которое он выделил деньги (п. 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения сдают недвижимость и особо ценное движимое имущество, которые предоставил собственник либо на которые он выделил деньги (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Для остальных учреждений и предприятий тоже может быть установлен свой порядок.

Если такого порядка нет, рекомендуем предоставить учредителю следующие документы:

  • заявление с просьбой дать согласие на сделку по распоряжению имуществом;
  • отчет оценщика о размере арендной платы;
  • копии правоустанавливающих документов на имущество;
  • проект договора;
  • выписку из ЕГРН (для недвижимости).

Когда и как нужно одобрить сделку по аренде имущества в оперативном управлении

Одобрять нужно крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

Крупной сделкой для бюджетных и автономных учреждений аренда будет считаться, если стоимость имущества или сумма арендных платежей превышает 10% активов (п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ст. 14 Закона об автономных учреждениях).

Для казенных предприятий крупной будет сделка, размер которой превысит минимальный размер оплаты труда в 50 тысяч раз (п. 1 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях).

Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) договор аренды будет считаться, если руководство арендодателя связано с руководством арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях, п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.

Для казенных учреждений понятия крупной сделки и сделки с заинтересованностью не определены. Казенное учреждение при любой цене сделки не может распоряжаться имуществом без согласия своего учредителя (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Как провести торги по аренде имущества в оперативном управлении

Торги нужны всегда, кроме случаев, когда (ч. 3, 3.1, 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • учреждение или предприятие заключает договор из перечня исключений, установленного в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Это разъяснила ФАС России в Письме от 24.04.2014 N ЦА/16309/14;
  • автономное учреждение или казенное предприятие сдает в аренду движимое имущество;
  • образовательное или научное учреждение (кроме казенного) сдает имущество обществу, которое было создано этим учреждением для внедрения изобретений или ноу-хау. При этом в договоре нужно закрепить условие о запрете субаренды и перенайма;
  • учреждение или предприятие, осуществляющие образовательную деятельность, для обслуживания учащихся сдают помещение медицинской, спортивной организации или организации общепита.

Как правило, торги проводятся в форме аукциона. Однако вы можете согласовать с собственником проведение конкурса, если в аренду сдаются железнодорожные пути, трубопроводы, порты, аэродромы и другое имущество, указанное в Перечне, утвержденном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Чтобы провести аукцион:

  • создайте аукционную комиссию;
  • подготовьте аукционную документацию;
  • разместите документацию и извещение об аукционе на сайте www.torgi.gov.ru/;
  • зарегистрируйте заявки и примите задатки, если вы устанавливали требование о задатке;
  • рассмотрите заявки и примите решение о признании того или иного заявителя участником аукциона или об отказе в допуске к аукциону. Оформите решение протоколом рассмотрения заявок и разместите на сайте www.torgi.gov.ru/;
  • проведите аукцион по размеру арендной платы и выберите победителя. Записывайте ход торгов на видео или аудио. Результаты оформите протоколом в двух экземплярах.

Конкурс проводится в том же порядке, но с некоторыми особенностями. Так создайте конкурсную комиссию вместо аукционной, подготовьте конкурсную документацию, а после регистрации заявок:

  • вскройте конверты с заявками (откройте доступ к электронным заявкам) и составьте об этом протокол;
  • примите решение о признании того или иного заявителя участником конкурса или об отказе в допуске к конкурсу;
  • сопоставьте заявки и определите победителя.

Для подготовки конкурсной или аукционной документации, размещения извещения и некоторых иных действий вы можете привлечь специализированную организацию (п. 5 Правил проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом).

Подробный порядок проведения аукциона и конкурса содержится в Правилах проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом.

Как проверить победителя торгов и заключить договор аренды

В три рабочих дня с даты подписания протокола торгов вы должны передать победителю проект договора и один экземпляр протокола (п. п. 87, 143 Правил проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом). До заключения договора проверьте:

  • не идет ли сейчас ликвидация победителя торгов — юрлица;
  • не признан ли он банкротом;
  • не приостановлена ли деятельность победителя из-за административного правонарушения;
  • не представил ли он заведомо ложные сведения, когда подавал заявку.

Если найдете хотя бы одно из этих обстоятельств, отказывайте победителю в заключении договора.

Отказ оформите протоколом в двух экземплярах, один передайте победителю. В течение трех рабочих дней с даты подписания протокола об отказе передайте участнику, который занял второе место, один экземпляр протокола и проект договора (п. п. 93, 94, 97, 150 Правил проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом).

Если победитель, которому вы направили договор, не представил его подписанным в срок или обеспечение исполнения договора, когда такое установлено, то оформите протокол отказа в заключении договора, указав причину отказа. Этот протокол позволит:

  • заключить договор с участником торгов номер два;
  • в судебном порядке заставить победителя заключить договор и взыскать с него причиненные убытки;
  • признать аукцион несостоявшимся и провести повторные торги.

Далее удержите задаток.

Если от заключения договора уклоняется и второй участник, также удержите задаток. В этом случае вы можете провести повторные торги либо в судебном порядке заставить второго участника заключить договор и взыскать с него убытки.

Такие правила следуют из п. п. 94, 96, 97, 152 Правил проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом. Также это подтверждает судебная практика.

В каком случае и как нужно регистрировать договор аренды

Регистрировать нужно договоры аренды недвижимости сроком на год и более (п. 3 ст. 8.1, п. 2 ст. 651 ГК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53).

Чтобы зарегистрировать такой договор:

  • определите, кто обратится за регистрацией. Это может быть любая из сторон (ч. 1 ст. 51 Закона о регистрации недвижимости). Учтите, что сторона, которая подает заявление, платит пошлину;
  • уплатите пошлину, если за регистрацией будете обращаться вы. Размер пошлины указан в ст. 333.33 НК РФ. Если ваше учреждение является органом госвласти или местного самоуправления, то от пошлины оно освобождено (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
  • соберите следующие документы:

— доверенность представителя или документы, подтверждающие полномочия директора, если за регистрацией будет обращаться директор (ч. 9, 10 ст. 18, ч. 4 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости).

Доверенность удостоверьте нотариально.

Однако если учреждение — орган власти и доверенность составлена на бланке органа, подписана руководителем и скреплена печатью, удостоверять нотариально ее не нужно;

— договор аренды — не менее двух экземпляров (ч. 3 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости);

— паспорт представителя. Его копия нужна, если вы будете отправлять заявление по почте (п. 4 ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);

— решение учредителя о согласии на сделку или ее одобрении;

— учредительные документы либо их копии, заверенные у нотариуса;

— документ об уплате пошлины;

— итоговый протокол торгов.

Последние четыре документа не являются обязательными. Но мы рекомендуем представить их, чтобы у регистратора не возникло сомнений в законности сделки;

  • подайте их в ближайшие МФЦ или отделение Росреестра. Заявление о регистрации составят там же при вас. Учтите, что Росреестр не везде принимает документы. Заранее уточните в ближайшем отделении Росреестра, ведут ли там прием. Можно также подать документы по почте или в электронной форме (ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Срок регистрации (ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):

  • семь рабочих дней, если вы подадите документы в подразделение Росреестра;
  • девять рабочих дней, если обратитесь в МФЦ.

Источник: https://urist7.ru/grazhdanskoe-pravo/dogovor-arendy/dogovor-arendy-nedvizhimosti/kak-sdat-v-arendu-imushhestvo-naxodyashheesya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti-i-operativnom-upravlenii.html

Сдача имущества по новому стандарту «Аренда»: трудности бухгалтера и пути их решения

Как сдать государственное здание если оно в оперативном управлении в буджетном учреждении

По новому стандарту «Аренда» вести учет объектов аренды стало сложнее. Бухгалтерам пришлось разбираться в новых терминах и правилах учета. Внимание к деталям! Ведь информация об учете объектов аренды отражается в отчетности учреждения, в том числе годовой.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

Вебинар СГС «Аренда»

Учет основных средств у арендатора и арендодателя

Смотреть

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще.

Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

С 1 января 2018 года бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

1. Как определить тип аренды?

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

О каком сроке полезного использования идет речь в стандарте «Аренда»?

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Профпереподготовка 272 ак.часа

Для главного бухгалтера организации госсектора. Код А, В

Программа

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче в аренду зданий, помещений на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), несопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества (п. 12 Стандарта «Аренда»).

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

  • договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
  • договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

  • договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
  • договоры с правом выкупа;
  • договоры безвозмездного, бессрочного пользования.

Вывод: правильно определите тип арендных отношений: операционная или финансовая аренда. Это надо сделать на основе условий классификации в СГС «Аренда». Полагайтесь на свое профессиональное суждение.

2. С какого момента начинать учет по стандарту «Аренда»?

Если договор аренды заключен в 2017 году и ранее, учет по СГС «Аренда» ведут с 1 января 2018 года. Если договор с 1 января 2018 года и позже — с того события, которое наступило раньше:

  • подписан договор аренды;
  • приняты обязательства по пользованию и содержанию имущества. Даже если нет договора, но есть расходы по содержанию имущества — начинаются арендные отношения.

3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?

Пример: бюджетное учреждение, общеобразовательная школа, имеет на балансе здание тира, владеет им на праве оперативного управления.

С 1 января 2017 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц.

Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

Школа является арендодателем и договор, заключенный в 2017 году, на основании информации о сроках и размерах арендных платежей с точки зрения СГС «Аренда» на 1 января 2018 года отнесен к операционной аренде.

В соответствии с рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 «О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении», на 1 января 2018 года бухгалтерия образовательного учреждения:

  • Провела инвентаризацию имущества, переданного в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующим в период применения СГС «Аренда». Провела анализ договора аренды, на основании которого учреждение передало во временное пользование здание тира.
  • Определила оставшийся срок полезного использования объекта операционной аренды, оставшийся срок пользования тира. Из условий договора оставшийся срок пользования зданием тира арендатором составит 2 года, срок полезного использования объекта после окончания договора аренды составит 25 лет.
  • Бухгалтерия запросила и получила акт сверки по арендным платежам. Определила, что общая сумма арендных платежей за оставшийся срок использования тира, которую заплатит арендатор (начиная с 1 января 2018 года и до завершения срока договора) составит 240 000 ₽.
  • Профессиональное суждение бухгалтера об отнесении данного договора к договорам операционной аренды оформлено в виде текстового документа, составленного в произвольной форме.
  • Пользуясь рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, бухгалтер учреждения составила бухгалтерскую справку ф. 0504833 для формирования в межотчетный период входящих остатков по объекту учета аренды, в которой:
  1. Отражена сумма расчетов с пользователями имущества по арендным платежам: Дебет 0 205 21 000    Кредит 0 401 30 000 — 240 000 ₽.

    (в сумме арендных платежей за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды).

  2. Отражен объем ожидаемого дохода от арендных платежей:
    Дебет 0 401 30 000    Кредит 0 401 40 121 — 240 000 ₽.
  3. Отражен перенос дебиторской задолженности по коммунальным (условным арендным) платежам: Дебет 0 401 30 000    Кредит 0 205 31 000 Дебет 0 205 35 000    Кредит 0 401 30 000

    (в сумме дебиторской задолженности по возмещению расходов в рамках арендных отношений по состоянию на 1 января 2018 года):

  • информацию о передаче здания тира арендатору в рамках операционной аренды бухгалтер отразила в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031.

Как заполнить инвентарную карточку при сдаче имущества в аренду комментирует Александр Опальский, лектор онлайн-курса в Контур.Школе «Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»:

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

Продолжим пример.

Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121    Кредит 2 401 10 121    
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121    Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223    Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560    Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510    Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510    Кредит 2 205 35 660

Учет доходов по условным арендным платежам комментирует Александр Опальский:

Обратите внимание! Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды.

По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на 1 января 2018 года на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой:

Дебет 2 20111 510    Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Рекомендации бухгалтеру: в связи с вступлением в силу СГС «Аренда», а также с учетом письма Минфина России № 02-07-07/83463 в учетной политике учреждения на 2018 год в отношении объектов учета аренды должны быть отражены:

  • счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
  • применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
  • особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Повышение квалификации для бухгалтера учреждения госсектора. Дистанционное обучение в Контур.Школе.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1655

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: