Комментарии к ст 20 закона о государственной тайне

Содержание
  1. Государственная или иная охраняемая законом тайна: ФЗ 5485 1, пояснения к постановлению о допуске к гостайне
  2. Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание
  3. Охраняемая законом тайна, понятие и виды
  4. Иная охраняемая законом тайна
  5. Правовой режим иной охраняемой законом тайны
  6. Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны
  7. Статья 21
  8. к ст 20 закона о государственной тайне
  9. Закон о государственной тайне в Российской Федерации
  10. Закон о гостайне с последними изменениями в 2019-2020 годах: что такое защита государственной тайны, ст 22
  11. Общие сведения
  12. Определение термина
  13. Основное содержание закона
  14. Защита сведений
  15. Изменения и поправки
  16. Ответственность за нарушение гостайны
  17. Гражданско-правовая ответственность
  18. Уголовная ответственность
  19. Дисциплинарная ответственность
  20. Административная ответственность
  21. Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны
  22. Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
  23. Ст 20 закона о защите государственной тайны
  24. Правовая и техническая информация
  25. Официальный партнер компании «Гарант» в Томской области
  26. Ожидаемые последствия реформы закона «О гостайне»

Государственная или иная охраняемая законом тайна: ФЗ 5485 1, пояснения к постановлению о допуске к гостайне

Комментарии к ст 20 закона о государственной тайне

ФЗ о гостайне в последнем издании опубликован в Российской газете. Осуществлять надзор и регулировать правоотношения в данной сфере уполномочены различные государственные органы.
ФЗ имеет свой состав и структуру. Исполнение его является обязательным для государственных служащих.

Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание

Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств.

По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу.

Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.

Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.

Охраняемая законом тайна, понятие и виды

Помимо гостайны, законодательствам РФ охраняются и другие виды тайн, куда входят:

  1. Коммерческая тайна.
  2. Личная.
  3. Семейная.
  4. Ноу-хау.
  5. Банковская.
  6. Служебная.

Каждая из этих тайн имеет свои особенности правового регулирования. Нормы об охране закрепляются в Гражданском кодексе РФ, Семейном Кодексе РФ, а так же во внутренних локальных актах каждой конкретной коммерческой организации.

Таким образом, охраняемая законом тайна – это такого рода сведения, которые содержат определенную степень секретности и которые обязывает граждан соблюдать их безопасность. Порядок засекречивания информации определяется по правилам, предусмотренным законом.

Иная охраняемая законом тайна

Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.

Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Правовой режим иной охраняемой законом тайны

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:

  1. Закон о государственной тайне.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Локальные акты организации.
  5. Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.

Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Статья 21

Источник: https://rusfz.ru/zakon-o-gosudarstvennoj-tajne-i-sekretnosti-fz-5485-1-kratko-i-polnyj-tekst

к ст 20 закона о государственной тайне

Комментарии к ст 20 закона о государственной тайне

Вус М. А., Кондратьев В. В. [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.).

— Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12197/ (дата обращения: 08.10.2019).

Акцентируется внимание на правовом институте государственной тайны и его модельном регулировании в рамках ОДКБ.

В разделе «Государственная и общественная безопасность» обновлённой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации эта угроза названа первой.

В перечне факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в области науки, технологий и образования в Стратегии указана несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий.

[1] Актуальность проблемы защиты государственной тайны находит своё отражение в стратегических и доктринальных документах государства, излагающих систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в числе основных направлений обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности указывает на защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

[2] Выступая 16.02.2017 г. на ежегодном расширенном заседании коллегии ФСБ России, Президент В. В. Путин отметил стоящую на повестке дня задачу совершенствования системы защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Президент подчеркнул также возрастающую актуальность этой задачи в условиях перехода ведомств на электронный документооборот. [3] II. Государственная тайна позиционируется как инструмент обеспечения безопасности; законодательное регулирование сферы её защиты является важным элементом суверенитета и обеспечения безопасности государства.

Вместе с тем государственная тайна — непростое и достаточно противоречивое социально-правовое явление. Как объект защиты государства, тайна выступает в роли политико-правовой категории. Это часть информации, которая изъята из свободного оборота.

Законодательство о государственной тайне является своеобразной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой информации.

Рамки, принципы и уровень законодательного закрепления института государственной тайны являются показателями развитости правовой системы государства.

В соответствии с действующим российским законодательством, сведения об организации или о фактическом состоянии защиты государственной тайны отнесены к государственной тайне.

Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» содержит бланкетную норму в части отнесения информации к государственной тайне и отсылает непосредственно к Закону о государственной тайне, в соответствии со ст.

8 которого установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Основанием определения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, является их соответствие степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений (ч.

1 ст. 8 Закона о государственной тайне) Президентом РФ

указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.>

n 151-рп

«о перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»

сз рф. 2005. n 17. ст. 1547.

в обязанность судебных органов входит рассмотрение уголовных и гражданских дел о нарушениях законодательства российской федерации о государственной тайне; обеспечение судебной защиты граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; обеспечение в ходе рассмотрения указанных дел защиты государственной тайны; определение полномочий должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти> Инфо Данное конституционное право принадлежит всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации.

Вместе с тем ч. 4 ст. 29 Конституции РФ содержит изъятие в части свободного оборота сведений, составляющих государственную тайну, регламентируя, что перечень соответствующих сведений определяется федеральным законом, а именно Законом о государственной тайне.

2 ст. 10 федерального закона «об информации, информатизации и защите информации») и изъятие ее из свободного оборота информации вызвано необходимостью защиты суверенитета россии, обеспечения ее обороноспособности и безопасности, что корреспондируются с положениями ч. 3> Закона).Обязательства следует рассматривать как оформленные договором правоотношения,

Закон о государственной тайне в Российской Федерации

К государственной тайне относятся сведения, засекреченные органами или государством. Распространение таких сведений может повлечь за собой нанесение ущерба Российской Федерации, поэтому был принят закон 5485-1.

Этот закон регулирует, регламентирует и контролирует все правоотношения и процессы, возникающие в описываемой области. Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года.

Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей.

Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.

Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»: В первом разделе описаны общие положения закона.

Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия.

Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны.

Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн; В р.

четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации; В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями.

Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн; В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений.

Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска.

Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления.

Источник: https://indsn.ru/kommentarii-k-st-20-zakona-o-gosudarstvennoj-tajne-96694/

Закон о гостайне с последними изменениями в 2019-2020 годах: что такое защита государственной тайны, ст 22

Комментарии к ст 20 закона о государственной тайне

В Российской Федерации на уровне Конституции РФ гарантировано государством право на равный доступ к информации, искать и получать сведения может каждый гражданин. Ст. 29 основного закона РФ гарантирована свобода слова, свобода массовой информации. Во многих кодифицированных актах, федеральных законах устанавливается принцип гласности: судопроизводства, деятельности госорганов и т.д.

Однако определенная информация, согласно российскому законодательству, охраняется государством, и доступ к ней ограничивается. Некоторые стратегически важные сведения отнесены к государственной тайне.

Взаимоотношения по поводу наделения сведений статусом «гостайна», распоряжения этими данными, их рассекречивания регулирует закон о государственной тайне РФ 5485-1, который является предметом рассмотрения данной статьи.

Общие сведения

Этот нормативный акт принят еще в 1993 году, почти сразу после объявления образования Российской Федерации, в качестве одного из законов, гарантирующего неприкосновенность и защиту важных стратегических сведений.

За период его действия в него неоднократно вносились изменения.

Сейчас закон о гостайне с последними изменениями в 2019 году доступен на всех основных ресурсах, содержащих тексты нормативно-правовых актов: официальных сайтах для публикации, порталах Гарант и Консультант плюс.

Сам закон достаточно небольшой, он содержит всего 8 разделов и 32 статей. Реквизиты: номер — 5485-1, дата принятия — 21 июля 1993 года. В настоящий момент используется только актуальная версия, то есть, закон о государственной тайне: последняя редакция в 2019 году.

Определение термина

В СССР никогда не существовало отдельного закона о гостайне, хотя сам термин использовался широко, ведь всегда существовал список данных, доступ к которому был ограничен.

И вот списки таких сведений утверждались регулярно, из чего следует, что на уровне властных структур всегда существовало понимание, что такое государственная тайна.

Это, согласно действующему законодательству, набор данных, характеризующих такие показатели, распространение которых может нанести значительный ущерб безопасности государства.

На основании ст. 2 закона можно выделить признаки гостайны:

  • определенная степень защиты, то есть, изъятие из свободного доступа;
  • возможность потенциального ущерба безопасности РФ при распространении.

Отрасли деятельности, сведения которых могут быть наделены этим статусом:

  • военная;
  • внешнеполитическая;
  • экономическая;
  • разведывательная;
  • контрразведывательная;
  • оперативно-розыскная.

Это данные о вооруженных силах, об оборонных заказах и планах, научных разработках, составе и использовании военной инфраструктуры, запасах стратегических ресурсов, о способах установления секретности и т.д.

Основное содержание закона

В первом разделе размещен программные и разъяснительные положения, так, большое значение имеет ст. 2, разъясняющая основные термины. В том числе, определен термин носители информации – материальные объекты, содержащие информацию в виде знаков, сигналов, символов и т.д.

Второй раздел состоит из одной статьи, 5, в ней приведен перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.

Раздел 3 посвящен порядку засекречивания сведений. Наделение сведений соответствующим статусом производится руководителями госорганов согласно списка должностных лиц, наделенных такими полномочиями. Они несут персональную за принятое решение. Также межведомственной комиссией на основании предложения госорганов составляется Перечень подобных сведений.

В целях обеспечения должного уровня защиты сведениям присваивается гриф секретности. В необходимых случаях, при исключении обстоятельств, приведших к наложению данного статуса, происходит рассекречивание информации, то есть, на основании решения руководителя госоргана снимается гриф секретности.

Срок решения о засекречивании – 30 лет, раз в лет должна производиться проверка обоснованности наложения грифа. Передача, обмен сведениями производятся на основании решения госоргана, в чьем распоряжении находятся сведения.

Раздел 4 описывает эту процедуру, то есть, использование засекреченной информации.

Защита сведений

Одним из основных направлений закона является защита государственной тайны. Есть как физические, так и правовые средства защиты. К первым относятся технические, криптографические, программные средства, ко вторым – средства контроля за исполнением закона, обеспечение ограничения доступа.

Защитой занимаются:

  • межведомственная комиссия;
  • специальные госорганы исполнительной власти ФСБ, Минобороны и другие.

Допуск к сведениям, наделенным статусом гостайна, производится по решению руководителя госоргана, с предупреждением об ответственности за ее разглашение. В доступе может быть отказано. За разглашение сведений предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Финансирование мероприятий по сохранению гостайны производится как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Контроль за обеспечением защиты производится на самом высшем уровне: Президентом, Правительством.

Изменения и поправки

В 2018 году вносились последние изменения в закон о гостайне. В 2019 году поправки также не планируются. В 2018 году ФЗ- 256 был уточнен список оснований для отказа в доступе.

Помимо таких оснований, как постоянное проживание лица или его родственников за границей, уклонение от проверочных мероприятий, наличие медицинских противопоказаний, установление действий, направленных против РФ, добавлена недееспособность или ограниченная дееспособность заявителя.

Источник: https://zakon-navigator.ru/zakon-o-gosudarstvennoj-tajne-rf-5485-1-v-2019-godu-obzor-dokumenta/

Ответственность за нарушение гостайны

Комментарии к ст 20 закона о государственной тайне

Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.

Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  • гражданско-правовом;
  • уголовном;
  • дисциплинарном;
  • административном.

Гражданско-правовая ответственность

Правовая ответственность подразумевает возмещение некоего морального вреда, нанесенного государству. Гражданско-правовая ответственность является формальной, ведь доказать, что стране был нанесен какой-либо материальный или моральный ущерб затруднительно. Определить размеры ущерба также зачастую не представляется возможным.

Уголовная ответственность

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство.

Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе.

По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.

Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  1. Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
  2. Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий. 

Вымогательство секретной информации, хищение сведений, заключающих гостайну и иные незаконные действия, связанные с получением засекреченных данных — все это дает полные основания для привлечения гражданина по статье 283.1. Данная статья применяется, если в действиях лица не было обнаружено признаков шпионажа, госизмены и разглашения гостайны (признаков трех описанных выше статей Уголовного Кодекса РФ).

Если лицо, имеющее доступ к гостайне, нарушило правила обращения с засекреченными материалами и документацией и это повлекло за собой тяжкие последствия или утрату, то к гражданину будет применяться статья 284 УК РФ. Как правило, лица, имеющие доступ к государственной тайне, получают лицензию ФСБ, позволяющую им работать с секретной информацией.

Получение лицензии подтверждает, что гражданин прошел инструктаж по работе со сведениями, составляющими гостайну. Если у лица есть лицензия, никакие отговорки о том, что гражданин не знал правил, не пройдут.

Получившее допуск лицо обязано знать, как обращаться со сведениями и материалами, относящимися к государственной тайне. Если утраты или иных тяжких последствий из-за ошибки сотрудника в обращении с гостайной не наступило, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Сотрудника, разгласившего гостайну, либо привлекут к уголовной ответственности, либо к административной.

Дисциплинарная ответственность в теории подразумевает увольнение, лишение премиальной части или выговор. По факту сотрудник, привлеченный по этой статье, будет уволен. Компанию проверит ФСБ.

Иногда после проверок Службой Безопасности у компаний отбирают лицензии на работу с гостайной.  

Административная ответственность

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны

Понятия, связанные с гостайной размыты. Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти). Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения.

Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии. Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений. Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время.

Источник: https://fsb9.ru/litsenzii-fsb/vidy-otvetstvennosti-za-narushenie-gosudarstvennoy-tayny.html

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне Статья 10.

Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.
Закон также указал, что субъекты защиты государственной тайны, т. е.

«органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации)… и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации» [Там же.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Необходимость зашиты сведений, составляющих государственную тайну, — вещь очевидная для любого государства и не нуждается в какой-либо особой аргументации. Поэтому не удивительно, что Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» относится к числу старейших, принятых законодательством Российской Федерации.

Наконец, такие изменения помогут согласовать между собой национальные законодательства стран, входящих в ОДКБ. При передаче другой стране информации под грифом «Совершенно секретно» можно будет не волноваться: в той стране эта информация будет охраняться по такому же разряду, и посторонние лица не смогут ее увидеть.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Ст 20 закона о защите государственной тайны

В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Более подробнее об этом и других изменениях в законодательстве о гостайне вы узнаете, если позвоните нашим специалистам. Обращайтесь!

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Республики Казахстан, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в области защиты государственных секретов.

В частности, этот закон ввел понятие «режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности» [4. Ст. 3. Ч. 3].

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений.

Правовая и техническая информация

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Третий блок – законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации.

Обязательства следует рассматривать как оформленные договором правоотношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия или воздержаться от них. Обязательства не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Обязательства — частноправовые отношения.

Официальный партнер компании «Гарант» в Томской области

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.

Защита государственных секретов является одним из видов основной деятельности государственного органа и организации.

Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности».

Переоформление допуска граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им допуск, не требуется» [6. С. 79/. Такое положение является всеобъемлющим, хотя и имеет несколько исключений, базирующихся в основном на добровольном объявлении конкретным гражданином о появлении оснований, препятствующих его дальнейшему доступу к государственной тайне.

Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Ожидаемые последствия реформы закона «О гостайне»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти.

Как известно, право – это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных или санкционированных государством в отношении определенных сфер жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения (отдельной личности).

В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн.

Источник: https://omorashi.ru/osparivanie/19630-kommentarii-k-st-20-zakona-o-gosudarstvennoy-tayne.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: