Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор

Содержание
  1. Государственный экологический надзор: федеральный, региональный
  2. Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  3. Отделы Управления природоохранного ведомства
  4. Что такое инспекция экологического надзора?
  5. Федеральный и региональный экологический надзор
  6. Виды экологического надзора
  7. Проведение расследований
  8. Порядок осуществления экологического контроля на предприятиях: что проверяют
  9. Задачи экологического контроля
  10. Виды экологического контроля
  11. Кто осуществляет экологический контроль
  12. Государственный экологический контроль
  13. Общественный экологический контроль
  14. Методы экологического контроля
  15. Программа экологического контроля
  16. Организация экологического контроля
  17. Оформление результатов экоконтроля
  18. Экологический надзор и экологический контроль
  19. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  20. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
  21. Государственный экологический надзор
  22. Виды государственного экологического надзора
  23. Порядок осуществления государственного экологического надзора
  24. Правила проведения общественного экологического контроля
  25. Что такое общественный экологический контроль?
  26. Порядок проведения общественного экологического контроля
  27. Требования к кандидату на присвоение статуса общественного инспектора

Государственный экологический надзор: федеральный, региональный

Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Главное направление деятельности Росприроднадзора — мониторинг соответствия деятельности предприятий действующему экологическому законодательству.

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды.

Он охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того, соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически, по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству. Мониторинг соответствия включает в себя:

  1. Разработка и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны окружающей среды;
  2. Мониторинг соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая проверку разрешений, данных и другой документации);
  3. Мониторинг соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность, координация программ, надзор и поддержка;
  4. Обучение, проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  1. Методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  2. Разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Что такое инспекция экологического надзора?

Инспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например, предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте. Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в себя:

  1. Интервьюирование представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр записей и отчетов;
  3. Фотографирование, аудио и видео фиксация;
  4. Сбор образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической, например, качества воды в реке;
  2. Объекта или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической, например, региона или местности;
  4. Экосистемной, например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Федеральный и региональный экологический надзор

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Виды экологического надзора

Органы государственного экологического надзора проводят следующие виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и использования:

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е.

несколько недель, по сравнению с одним или несколькими днями).

Они назначаются теми органами (федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные жалобы граждан;
  2. Официальной информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Источник: https://vyvoz.org/blog/gosudarstvennyj-jekologicheskij-nadzor/

Порядок осуществления экологического контроля на предприятиях: что проверяют

Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор

Деятельность производственных предприятий осуществляется с образованием отходов и выбросов в окружающую среду. Любой вид производственных работ приводит к загрязнению природы. Для предотвращения пагубных последствий компании вынуждены следовать государственным мерам эконадзора.

Задачи экологического контроля

Экологический контроль является неотъемлемой частью производства, строительства, ремонтных работ и т.д. Он направлен на выполнение правил ресурсосбережения и охрану природы.

Задачи:

  • создание нормативной и информационной системы, отражающей текущее состояние природной среды и фиксирующей происходящие изменения;
  • получение максимально точных сведений о процессах изменений экологии, выявление факторов негативного воздействия, случаев превышения ПДН ит. д.

Введение в терминологию ООС

В организации осуществление задач по эко-контролю, который не требует использования специальных средств измерения и оборудования может быть возложена на сотрудников, осуществляющих производственный контроль. В их обязанности может входить измерение качественных характеристик влияния на атмосферу, водные ресурсы и т.п.

Обратите внимание! Выделяют 3 функции экологического контроля: предупредительную, информационную и карательную.

Виды экологического контроля

Производственный экологический контроль

Экологический контроль — это обязательная мера, обеспечение которой является условием функционирования предприятия. Поэтому и проводится экоаудит на разных уровнях:

  1. Государственный — осуществляют соответствующие госорганы, уполномоченные применять карательные меры к организационным структурам, оказывающим негативное воздействие на природу.
  2. Общественный — представляют некоммерческие организации, специализированные объединения, имеющие права направить в государственные и муниципальные органы сведения о выявленных фактах превышения ПДН и предложения по их устранению.
  3. Производственный — организованный на предприятиях, функционирующий на основе разработанного нормативного документа — Программы экологического контроля.

Классификация видов экоконтроля по уровням воздействия

Еще одну классификацию можно определить исходя из стадий проверки:

  • Предупредительный — осуществляется на стадии разработки проекта формирования организации.
  • Текущий — ведется в процессе функционирования предприятий, основан на стабилизации текущего влияния на состояние окружающей среды.
  • Последующий — необходимо выполнять по результатам хоздеятельности.

Кто осуществляет экологический контроль

Государственными службами и общественными организациями осуществляется проверка по экологии на предприятии что проверяют — степень воздействия на природу факторов производства.

Государственный экологический контроль

Что такое медосмотр: прохождение на предприятии

Государственный надзор должен проверить соблюдение организациями законодательных норм, правил в области природоохранных мероприятий, для создания экологической безопасности.

Важно! Представители госслужб в сфере экоконтроля имеют право посещать предприятия, проверять работу очистных сооружений.

Госконтроль представляет собой совокупность служб органов исполнительской, представительной власти всех уровней:

  • Федеральный — в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Полномочия распространяются вплоть до наложения запрета выбросов отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и остановки деятельности предприятий, не соблюдающих нормы законодательных актов.
  • Ведомственный — включает в себя структурные подразделения хозяйственных и силовых ведомств, деятельность которых направлена на контроль внедрения природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
  • Производственный — нацелен на рациональное использование природных ресурсов, разработку мероприятий по охране окружающей среды и анализ результатов деятельности, расследование фактов превышения ПДН выбросов и т.д.
  • Общественный.

Общество и гражданская ответственность за защиту ОС

Деятельность госструктур, главным образом ориентирована на крупные отраслевые объекты, последствия деятельности которых, могут нанести глобальный урон окружающей среде, и на минимизацию рисков воздействия предприятий. Для этого соответствующие службы осуществляют:

  • прогнозирование влияния деятельности предпринимательства и производства на экологию;
  • разработку мер, направленных на снижение воздействия на природу;
  • занятия с населением при возникновении ЧС;
  • внедрение средств защиты населения и территории при возникновении техногенных и экологических катастроф.

Общественный экологический контроль

Возник из-за необходимости проведения независимой оценки влияния воздействий на природу и должного исполнения своих обязанностей службами экологического контроля всех уровней.

Граждане, входящие в состав представительных общественных организаций, наделены правами:

  • Принимать участие в мероприятиях общественного значения, целью которых является решение вопроса экологической безопасности.
  • Поднимать вопрос о назначении мер ответственности за нарушение требований норм законодательства в природоохранной сфере.
  • Требовать принятие решения о прекращении функционирования отраслевых предприятий, нарушающих принятые правила и нормативы.

Требования, предложения и вопросы общественного контроля являются обязательными для рассмотрения.

Обратите внимание! Данный вид контроля реализует право граждан на благополучную окружающую среду.

Методы экологического контроля

  • Экспертиза — заключается в проверке проектов, принятых программ, используемого сырья и материалов, соответствия результатов функционирования компаний экологическим требованиям, включает в себя правовой аспект.
  • Мониторинг — непосредственно оценка и анализ деятельности крупных отраслевых структур и их влияния на природную среду. Осуществляется на локальном, национальном, региональном и мировом уровнях.
  • Экобезопасность — основана на соблюдении природоресурсного и природоохранного права.

Являются ли рабочие места объектами производственного контроля

Программа экологического контроля

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду вредных факторов производства.

Утверждение данного локального документа определено требованиями законодательства. Под них попадают компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, согласно ФЗ № 7 от 10.01.2002 г.

Какие нормативы должны учитываться в ПЭК

Требования по содержанию ПЭК и отчетности по ней устанавливает Росприроднадзор. Правильное проектирование и исполнение документа способно обезопасить предприятие от штрафных санкций и ликвидации деятельности.

ПЭК распространяется на объекты:

  • использующие системы очистки газов, сточных вод;
  • образующие источники производственных отходов, являющиеся источниками вредных выбросов в различные среды, относящиеся к зонам особой санитарной защиты.

Все эти факторы должны учитываться при разработке документа (мероприятия планируются для каждого загрязняющего объекта отдельно). Для этого допускается приглашать сторонние организации.

Важно! Образец документа не утвержден законодательством, но требования по содержанию прописаны в Приказе № 74 от 28.02.2018 г.

Организация экологического контроля

В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.

Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.

На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.

Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию. Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.

Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности.

Оформление результатов экоконтроля

Экологический аудит на предприятии должен быть завершен оформлением соответствующих результатов. Они предоставляются в виде отчетности по выполнению ПЭК, утвержденной законодательством:

  • начальству компании;
  • в соответствующий орган госэконадзора;
  • населению.

Контроль промышленной деятельности организаций и их влияние на окружающую среду является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности нации.

В современном обществе несанкционированные выбросы вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы ведет к гибели обитателей флоры и фауны, развитию заболеваний населения.

Поэтому государство ужесточило аудиторские меры за результатами функционирования компаний, ввело определение экологической безопасности, ПЭК и различные формы отчетности.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/ekologiceskij-kontrol.html

Экологический надзор и экологический контроль

Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор

Государственный экологический надзор – это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года).

Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным правамотносятся:

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Обязанности:

1. Соблюдать.

2. Пресекать.

Экологический контроль включает 2 вида:

1. Производственный.

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно.

В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации.

Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

2. Общественный.

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах:

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления – это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы:

1. Субъект – физическое лицо 16 лет.

2. Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

– нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

– нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

– государственные природные заповедники

– государственные природные заказники

– национальные и природные парки

– памятники природы

– дендрологические парки и ботанические сады

– лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Источник: https://studopedia.ru/2_37889_ekologicheskiy-nadzor-i-ekologicheskiy-kontrol.html

Государственный экологический надзор

Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора – структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  – это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  1. Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  2. Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  3. Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  4. Составление протоколов при выявлении нарушений.
  5. Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  6. Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения. 

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда.

Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.06.2019 08:50

Задать дополнительный вопрос

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:21

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 08:45

Задать дополнительный вопрос

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина11.04.2019 22:15

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/gosudarstvennyj-ekologicheskij-nadzor.html

Правила проведения общественного экологического контроля

Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор

Рационально использовать природные ресурсы обязаны все хозяйствующие субъекты. В России законодательством регламентированы уровни экоконтроля:

  • Производственный.
    Экологи определяют степень воздействия предприятия на экосферу.
  • Муниципальный.
    По обращениям граждан проводятся внеплановые проверки.
  • Государственный.
    Органы надзора вправе приостановить деятельность заводов, фабрик, если в стоках, атмосферных выбросах превышены предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ.

Как Вы считаете, нужен ли общественный экологический контроль?

Закон об охране окружающей среды гарантирует право организаций и граждан участвовать в защите природы. Статьей 68 регламентировано право проведения общественностью экологического контроля. Инспекторы-общественники, имея удостоверение, самостоятельно проводят проверки.

Результаты направляются в контролирующие органы субъектов Федерации (областные, краевые), рассматриваются на муниципальном уровне. К нарушителям принимаются меры воздействия. Когда нанесен вред окружающей среде, предприятие возмещает ущерб.

Права общественного экологического контроля также описаны в ст. 10 закона «О животном мире». Общественники следят за сохранением и восстановлением среды обитания зверей и птиц.

Что такое общественный экологический контроль?

Экологический контроль – это наблюдение:

  • за состоянием окружающей экосферы;
  • изменениями, которые происходят под воздействием предприятий или отдельных граждан.

Речь идет не только о промышленных выбросах и стоках. Природа страдает:

  • от бесконтрольного складирования отходов;
  • несанкционированных свалок;
  • слива канализационных вод в открытые водоемы;
  • пожаров;
  • деятельности «черных лесорубов»;
  • захламления парковых зон и лесов бытовыми отходами.

По закону экологический контроль общественные организации проводят, используя разрешенные формы привлечения населения, это:

  • публичные слушания;
  • инициация референдумов на уровне муниципалитетов (в городах проводятся акции по запрету строительства новых предприятий, способных нанести вред природе);
  • общественная экологическая экспертиза с привлечением журналистов;
  • сбор подписей под жалобами в вышестоящие инстанции.

«Зеленое движение» формирует негативное мнение о нарушителях. По сути, общественный экоконтроль – реальный социальный и политический рычаг воздействия на предприятия. Природопользователи боятся шума в СМИ, волнуются за имидж. Негативное мнение способно причинить вред деловой репутации, штрафы и предписания контролирующих органов влияют не так ощутимо.

Порядок проведения общественного экологического контроля

Население не ущемляется в реализации прав на чистую окружающую среду. У инспекторов-общественников в зоне контроля:

  • выполнение природоохранных мероприятий на уровне муниципалитета;
  • рациональное использование природных ресурсов действующими субъектами;
  • соблюдение требований природоохранительного законодательства по оздоровлению окружающей среды.

Советуем почитать:  Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха

Инструменты общественного экологического контроля в России утверждены законодательством.

У природоохранных организаций и обществ защиты природы в распоряжении нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление добровольно созданной экологической организацией своих прав. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в экосфере дееспособна.

На основании результатов проверок инициируются внеплановые проверки. Защитники природы предоставляют фото и видеосъемку, подтверждающие нарушения.

Требования к кандидату на присвоение статуса общественного инспектора

Одного желания стать участником экопроверек мало. Необходимо знать действующее законодательство и иметь профильное образование. Общественный экологический контроль осуществляется людьми, получившими статус и имеющими удостоверение. Этот документ дает право на проведение проверок.

На роль общественного инспектора вправе претендовать совершеннолетние граждане России, имеющие квалификацию, необходимую для проведения экоконтроля.

Решение о присвоении статуса принимается после собеседования. На уровне субъектов  разрабатывается перечень вопросов, на которые должен ответить кандидат.

После этого данные инспектора заносятся в реестр, выдается удостоверение установленного образца.

Важно вести фото и видеосъемку в ходе проверок, поэтому хорошо, когда инспектор вооружен видеокамерой или гаджетами, осуществляющими фиксацию происходящего.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/obshhestvennyj-jekologicheskij-kontrol

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: