Может ли государство принудительно изьть собственность частного лица

Содержание
  1. Статья:
  2. Случаи изъятия земельных участков
  3. Как избежать изъятия участка?
  4. Может Государство Отобрать Частную Собственность У Собственника
  5. Возможно ли изъятие земельного участка у владельца
  6. Как законно отобрать землю у собственника
  7. Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола
  8. Изъятие участка государством: ситуации и действия собственника
  9. Могут ли изъять земельный участок, находящийся в собственности
  10. Изъятие земельного участка у собственника — основания и нюансы
  11. Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд
  12. Что такое прекращение прав на землю и переход этого права. Основания прекращения прав на участок земли
  13. Возмещение за изъятые земли
  14. Прекращение права на изымаемые участки земли и расположенные на них объекты недвижимого имущества
  15. Переход прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд
  16. Изъятие земельного участка – нововведения в 2020 году
  17. Изъятие земельных участков: основания, порядок
  18. Основания для изъятия земли
  19. Порядок изъятия земли
  20. Государственные органы, которые могут изъять землю
  21. Изъятие земельного участка: ходатайство
  22. Изъятие земли: постановление
  23. Реквизиция земельного участка
  24. Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей
  25. Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования
  26. Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации
  27. Резюме

Статья:

Может ли государство принудительно изьть собственность частного лица

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в  статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны.

В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

Для государствен-х или муниципальных нуждВ случае ненадлежащего использования землиВ случае реквизицииВ случае конфискации
Ссылки на нормативную базуст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 – 56.11)ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения»ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ
Категория земельЛюбаяЛюбая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства)ЛюбаяЛюбая
Категория правообладателейЛюбые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды)Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды)СобственникСобственник
Причины изъятияВ исключ-ных случаях, связанных с государст-ми (муниц-ными) нуждами:1)  для выполнения международ-х договоров Российской Федерации;2)  для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.Ненадлежащее использование земельного участка:1)  неисполь-ние по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназ-ных для строительства;2)  земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;3)  порча земель;4)  невыполн-ие обязательств по рекультивации;5)  невыполн-ие обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования.В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления
Основания изъятияРешение уполномоченного органа и заключение с правооблад-лем соглашения или судебное решение о принудит-м изъятии земельного участка для государств-х или муницип-х нужд.Согласие правообладателя или решение суда.Решение уполномоч-го органа государственной власти.Обвинит-ный приговор суда.
Условия изъятияПрохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государствен-х или муниципальн-х нужд.Земельные участки для государствен-х или муниципальн-х нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ.Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.Принятие решения о реквизиции земельного участка.Вступление в силу обвинительного приговора.
Кто принимает решение об изъятииРешения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполном-ные федеральные органы исполнит-ной власти, исполнит-ные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ-нияУполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд.Уполном-ный исполнит-ный орган государств-ной власти.Суд.
Срок изъятияНа постоянной основе.На постоянной основе.На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции.На постоянной основе.
Цель изъятияДля выполнения международ-х договоров или строительства объектов государств-го или муниципальн-о значения.Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать.Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвыч-ми обстоят-вами угроз.Для возмещения ущерба и в качестве наказания.
Плата при изъятииЗа изымаемый земельный участок его правооблад-лю предоставл-ся возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества.Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.
Можно ли избежать изъятияНетДа.Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по администр. правонарушению в сроки, указанные в предписании.Нет.Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранивш-ся имущества.Нет

Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1)  Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования.

В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2)  Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания.

В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

3)  В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4)  Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5)  В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6)  Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7)  Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся – использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Источник: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/obzory-otchety-doklady-o-deyatelnosti-v-sfere-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora/statya-kogda-mogut-izyat-zemelnyy-uchastok-/

Может Государство Отобрать Частную Собственность У Собственника

Может ли государство принудительно изьть собственность частного лица

Причины изъятия и ограничения оборота земельных участков предусмотрены нормами гражданского и земельного законодательства. Исходя из оснований, послуживших причинами для изъятия, финансовые потери владельца участка могут быть компенсированы. В отдельных случаях земли изымаются без предоставления выплат.

Инициирует вопрос об изъятии сельскохозяйственного надела уполномоченный орган, в ведении которого находятся данные территории. Подобные ситуации рассматриваются на основании искового заявления заинтересованного государственного органа. Законодательство устанавливает ограничения на инициирование процедуры изъятия в том случае, если гражданин владеет оспариваемым наделом менее 90 дней.

Возможно ли изъятие земельного участка у владельца

Именно в силу высокой важности земли, которая пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур, государство в некотором смысле ограничивает собственника такого земельного участка, а именно обязывает его использовать землю по назначению, а также осуществлять мероприятия, направленные на улучшение ее состояния и защиту от эрозии.

Из перечисленных только право собственности дает полный комплекс прав на земельный участок, то есть возможность пользоваться, владеть и распоряжаться им. А вот иные, вещные, права, кроме права собственности, предоставляют только ограниченный комплекс прав. Отобрать землю государство может как у собственников, так и у владельцев. Произойти это может при наступлении следующих условий:

Как законно отобрать землю у собственника

— Для изъятия потребуется решение суда. Если оно будет принято не в вашу пользу, то для этого должны быть такие же основания, как и для изъятия частного участка.

Поскольку вы не имеете права частной собственности на землю, то ее стоимость вам никто не компенсирует. Заплатят только за строения, если на них зарегистрирована ваша собственность.

Но при этом вы имеете полное право, получив возмещение, потребовать предоставить вам равноценный надел.

С 1 марта 2015 года вступают в силу поправки в земельное законодательство, переполошившие всю страну. Одна из них – отмена нормы 2007 года, согласно которой право распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, было передано областной власти. В первый день весны эти полномочия вернутся на муниципальный уровень.

Простым смолянам, желающим получить земельный надел под строительство частного дома, беспокоиться нечего. Для них в границах областного центра свободных бесплатных участков нет и не будет. А вот юридическим лицам и частному бизнесу это жизнь немного упростит.

С единым хозяином вопрос строительства какого-либо коммерческого объекта решить всегда проще и дешевле, чем с двумя.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий.

Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение.

Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Рекомендуем прочесть:  Инта 2019 Сертификаты На Переселение

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Изъятие участка государством: ситуации и действия собственника

Схема этого процесса описана в Гражданском и Земельном кодексах РФ (ст. 56.12 ЗК РФ и ст. 46 ГрК РФ). Согласно ей процесс включает в себя три шага: 1.

Орган местного самоуправления принимает решение о комплексном развитии территории на основании утверждённых проекта планировки и проекта межевания территории и заключает договор о КРТ с победителем соответствующего аукциона. 2.

В течение 7 рабочих дней с этого момента копия решения вместе с проектом соглашения об изъятии участка и/или объектов недвижимости направляется собственнику такого земельного участка. В соглашении прописывается цена, за которую будет выкуплен участок, и сумма убытков, которые предполагается компенсировать. 3.

В случае если владелец не даёт своего согласия на изъятие, в действие вступают судебные инстанции и участок изымается в принудительном порядке. Денежная компенсация при этом перечисляется победителем аукциона бывшему собственнику в течение недели.

Стоит отметить, что решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях КРТ подлежит немедленному исполнению. Обжаловать возможно (теоретически) только сумму компенсации.

По словам экспертов, случаи, когда гражданам удалось противостоять государству и сохранить свою собственность от принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, практически не известны. Особенно остро встаёт вопрос, если участки оказываются не оформлены и права на них не зарегистрированы: в таком случае компенсацию вы не получите. Спасти ситуацию может незамедлительное приведение в порядок всех необходимых правоустанавливающих документов на землю и объекты недвижимости. При этом должны быть выполнены следующие условия: • участок должен быть поставлен на кадастровый учет, • запись о правообладателе должна быть внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), • земля должна использоваться строго по назначению,

• собственник обязан исправно уплачивать налог.

Прежде всего отметим, что за изъятое имущество собственнику полагается компенсация, её особенности прописаны в части 1 статьи 279 ГК РФ. Иными словами, ваш участок не просто отнимут – он будет выкуплен государством за вполне адекватную цену. Стандартная процедура изъятия земельного участка включает следующие шаги: 1.

Уполномоченный органа федеральной, региональной или муниципальной власти принимает решение по изъятию участка для тех или иных целей (см. перечень выше). Обычно такое решение выносится в форме постановления и подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре. 2. Далее о принятом решении уведомляется собственник участка.

Он получает письменное уведомление не позднее чем за год до планируемого изъятия. В течение этого года владелец имеет право совершить с участком любую сделку – продать его, подарить, сдать в аренду и прочее на полных законных правах (см. статью 280 ГК РФ). 3. Также к окончанию срока обе стороны – государство и собственник – должны решить вопрос цены, по которой участок будет выкуплен.

В эту стоимость входит рыночная цена участка, определяемая на основании заключения об оценке, а также возможные убытки и упущенная выгода собственника от сложившейся ситуации. Впрочем, на практике последнее доказать почти невозможно, и оцениваются, как правило, лишь самые очевидные убытки – от потери построек, которые возведены на данном земельном участке.

Если собственник не согласен с величиной компенсации, он вправе обратиться в суд, но в подавляющем большинстве случаев суд выносит решение в пользу государства.

4. Есть, однако, и альтернатива выкупу: владельцу может быть предоставлен другой участок взамен изымаемого, если тот его устроит. Разница стоимости участков при этом идёт в счёт выкупной цены.

Могут ли изъять земельный участок, находящийся в собственности

Основания изъятия участка в связи с ненадлежащим использованием закреплены в статьях 284, 285 Гражданского кодекса РФ. Данные положения предусматривают изъятие земельного объекта вследствие использования его с нарушением норм действующего законодательства, в том числе в связи с использованием не по назначению.

  • в органах местного самоуправления отсутствуют какие-либо сведения о владельце объекта;
  • бывший владелец участка скончался, а его преемники в силу определенных причин не вступили в наследственные права (например, наследники отсутствуют, отказались от принятия наследства либо признаны недостойными).

Изъятие земельного участка у собственника — основания и нюансы

  1. Выполнение международных обязательств Российской Федерации.
  2. Отчуждение участка, чтобы разместить на нём государственные или федеральные объекты, если других возможностей для этого нет.
  3. Остальные случаи, которые регулируются законами.

Земельные наделы могут быть отобраны в пользу государства или муниципалитета. Это регулируют ст. 49 и 55 Земельного Кодекса РФ.

Источник: https://lawyer32.ru/kommercheskaya-nedvizhimost/mozhet-gosudarstvo-otobrat-chastnuyu-sobstvennost-u-sobstvennika

Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд

Может ли государство принудительно изьть собственность частного лица
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд

Данный вопрос регулируется статьей 56.11 ЗК РФ.

Права и обязанности собственника земельного участка неразделимы. И одного без другого быть не может. И защищать свои права при условии выполнения обязанностей собственник земли может всеми законными способами. Однако иногда возникают ситуации, в которых законодательство встает на сторону государства, несколько пренебрегая правами граждан.

Что такое прекращение прав на землю и переход этого права. Основания прекращения прав на участок земли

Под прекращением права на земельный участок следует понимать совокупность действий, событий и норм, в результате которых право на землю у одного лица утрачивается, а у другого -приобретается или же право на землю перестает существовать как таковое. Если говорить понятнее, то в результате каких-то определенных обстоятельств у гражданина прекращаются права на участок, которым он обладает.

И это право или утрачивается полностью (участок перестает существовать или его нельзя использовать), или переходит другому собственнику (чаще всего в его роли выступает государство или муниципалитет в его лице). Существует несколько видов прекращения права на земельный участок:

  • добровольное;
  • принудительное.

Последнее в свою очередь делится еще на четыре больших группы:

  • Принудительная утрата права на земельный участок добросовестного собственника в результате действий публичных органов власти. Например, когда участок выкупается под государственные нужды независимо от их значения: муниципальные, федеральные, региональные.
  • Принудительное отчуждение участка у собственника, который не может им владеть в силу действующих норм. К примеру, иностранному гражданину по праву наследования достался земельный участок, который находится в приграничной полосе. В силу некоторых норм действующего законодательства иностранный гражданин владеть таким участком не может.
  • Принудительное отчуждение участка возможно в том случае, если собственник этого участка использовал его не по назначению или совершил земельное правонарушение, например, в ходе использования земли собственник нанес существенный вред экологической обстановке или же в течение трех лет не использовал землю по прямому ее назначению.
  • Принудительно лишить права на землю могут и в ходе исполнения взыскания по обязательствам.

Переход права на земельный участок обозначает передачу права собственности от одного собственника к другому.

Так, к примеру, при отчуждении права на землю по одному из вышеописанных оснований, та сторона, которая подняла вопрос о законности прав собственника, может претендовать на него. Но только в том случае, если в роли инициатора выступает представители государственной власти или органов местного самоуправления.

Отчуждение права на землю и расположенных на ней объектов от одного собственника (физического лица) в пользу другого физического лица рассматривается в несколько ином ключе, с применением иных нормативно-правовых актов.

Возмещение за изъятые земли

В случаях если изъятие земли происходит не в результате нарушения собственником своих обязательств по использованию, а в результате реализации нужд государства, собственнику, согласно статье 281 Гражданского кодекса России, положено возмещение.

Опираясь на нормы гражданского права, такое возмещение определяется несколькими факторами:

  • стоимость земли на рынке;
  • кадастровая стоимость участка;
  • подсчет убытков, которые понесет собственник в случае утери права собственности;
  • оценка объектов недвижимости, расположенных на участке, их стоимость, убытки.

Под понятием «убытки» в данном случае нужно понимать еще и упущенную выгоду, которую собственник мог получить, обладая участком и далее. Определяется размер этой выгоды в соответствии с федеральными законами конкретного субъекта Российской Федерации.

Однако нормами гражданского законодательства предусмотрено не только материальное возмещение убытков, но и равноценный обмен.

Так, к примеру, собственнику могут предложить обменять его земельный участок на аналогичный, но расположенный в другом месте. При этом за недвижимое имущество (дом, квартира, надворные постройки и прочие) может быть предложена компенсация в денежном эквиваленте или соответствующий сертификат, если такое предусмотрено федеральными законами.

Касаются данные правовые аспекты только тех собственников, которые являются добросовестными владельцами участков или в силу действующих законов не могут владеть землей в полной мере, независимо от того, теряется ли их право собственности на землю полностью или переходит другому лицу.

Прекращение права на изымаемые участки земли и расположенные на них объекты недвижимого имущества

Данный вопрос регулируется земельным законодательством, в частности, статьей 56.11 Земельного кодекса России.

Так, после заключения соглашения между представителями органов государственной или муниципальной власти (или вынесением такого решения судебными органами) в результате наступает переход права на владение землей от собственника к государству для реализации его нужд и потребностей.

Кроме того наступают и другие последствия, которые касаются как собственника, так и самого участка:

  • досрочное окончание аренды земельного участка;
  • прекращение действия права на бессрочное владение, пользование, наследование и дарение земли;
  • снос недвижимого имущества, если таковое препятствует реализации государственных нужд.

Стоит отметить, что собственник может быть категорически не согласен с вынесенным решением суда о прекращении его прав на землю и переходе этих прав в пользу государства. В этом случае он может оспорить вынесенное решение или подписанное соглашение, составленное с нарушением его прав и свобод, в судах высшей юрисдикции.

В ходе установления потери собственником права на землю он может защищать свои права всеми доступными законными способами. При этом в случаях, когда собственник является недобросовестным пользователем участка, его право на землю отчуждается судом, а перерассмотрение дела не дает других результатов.

Переход прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд

Законодательно установлено, что в ходе определенных манипуляций государство имеет право реквизировать или изъять землю у собственника в свою пользу для реализации определенных нужд.

Однако это не означает, что собственник должен нести убытки в процессе перехода прав на землю. К примеру, если собственник земельного участка заключил обязательный договор с третьими лицами на реализацию его земли с определенной целью, то в процессе перехода права на участок в пользу государства, именно последнее будет нести ответственность за неисполнение обязательств по договору.

https://www.youtube.com/watch?v=JJvZSQSLRk4

Более того, та организация, в пользу который перешли права на землю, будет возмещать убытки третьей стороне, вести с ней расчет, производить расторжение договоров. Это закреплено статьей 56.

11 Земельного кодекса России.

Оспорить этот аспект нельзя, поскольку собственник, передавая свое право на землю в пользу государства или муниципалитета, автоматически передает все права и обязанности по договору.

Добровольная передача прав на землю от собственника к государству осуществляется в порядке заключения соответствующего соглашения, где прописываются все аспекты:

  • ФИО сторон и их контакты;
  • предмет соглашения (земля): размер, расположение, кадастровая и рыночная стоимость (устанавливается независимыми экспертами), объекты недвижимого имущества на участке;
  • компенсация и форма возмещения убытков и утерянной выгоды;
  • сроки передачи права собственности на землю от собственника к государству или муниципалитету;
  • период, на который земля будет передана в пользование государственных органов (обычно – бессрочно).

В случаях, когда соглашение составить не удается или стороны находят непримиримые пункты в нем, каждая из сторон имеет право обратиться в суд для разрешения конфликтной ситуации.

Как показывает судебная практика, при переходе права на землю обычно учитываются все факторы, на которые ссылаются стороны, доказывающие свою правоту.

Суд чаще всего выносит решение, которое удовлетворяет обе стороны разбирательства.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/prekrashhenie-i-perehod-prav-na-uchastok-v-svyazi-s-izyatiem-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Изъятие земельного участка – нововведения в 2020 году

Может ли государство принудительно изьть собственность частного лица

Юридическая база знаний › Земельное право

04.03.2020 5 706 просмотров

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы  лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо  муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить  многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня  (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав  землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо  электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Изъятие земельных участков: основания, порядок Ссылка на основную публикацию

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: