Может ли рабочий день водителя делится на части

Содержание
  1. Разделение рабочего дня на части
  2. На какие части разделяется рабочий день
  3. Доплата за разделение рабочего дня
  4. В каких случаях обязательно разделение рабочего дня
  5. Кузнецов Федор Николаевич
  6. Разделение рабочего дня на части – что это, доплаты — Дело
  7. Суть режима
  8. Когда допускается разделение?
  9. На какие части разделяется смена?
  10. Доплата за разделение
  11. Когда обязательно делится рабочий день?
  12. Составление внутреннего нормативного акта
  13. Формирование дополнительного соглашения
  14. Особенности работы
  15. Оплачиваемые и неоплачиваемые периоды
  16. Как оплачивается работа?
  17. Какие составляются документы?
  18. Что делать работникам при нарушении их прав?
  19. Заключение
  20. Может ли рабочий день водителя делится на части
  21. Режим отдыха водителей в 2019 году
  22. Оплата рабочего дня, разделенного на части
  23. Как можно разделить рабочий день водителя автомобиля на части?
  24. Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части
  25. Режим труда и отдыха водителей
  26. Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018
  27. Методы учета рабочего времени
  28. Рабочее время водителя
  29. Периоды труда и отдыха
  30. График работы водителей и другие документы
  31. Тахографы

Разделение рабочего дня на части

Может ли рабочий день водителя делится на части
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Защита прав работников » Разделение рабочего дня на части

Нормативно-правовой документ локального характера, в том числе соответствующий приказ, должен приниматься с учетом мнения уполномоченного представителя профсоюза.

Допускается разделение рабочего дня на части работодателем в ситуациях когда:

  • труд в организации или на предприятии носит особенный характер, к примеру, работа в учреждениях системы образования, в которых обучающиеся пребывают круглосуточно;
  • отмечается разная интенсивность труда на протяжении рабочего дня. Подобная особенность характерна для транспортных структур.

При этом не допускается, чтобы суммарная длительность рабочего времени превышала предусмотренную длительность ежедневной работы.

Право приказом устанавливать подобный режим работы, а также регулировать все прочие вопросы, которые касаются установки режима, законодатель отнес к сфере локального урегулирования. Нормативно-правовой документ локального характера, в том числе соответствующий приказ, должен приниматься с учетом мнения уполномоченного представителя первичной профсоюзной ячейки.

На какие части разделяется рабочий день

Разделение рабочего дня на части осуществляется касательно некоторых категорий трудящихся в нормативно-правовых актах, принятых на уровне министерств.

Например, относительно водителей автобусов, которые закреплены за регулярными маршрутами (к ним относятся городские, пригородные и междугородные) согласно Положению про особенности режима работы и отдыха водителей предполагается, что при наличии согласия представителей данной профессии, их рабочий день может быть поделен на 2 части.

Перерыв между ними может наступать не позднее чем через 4 часа после того, как начата работа. Длительность перерыва не может превышать 120 минут, а суммарная продолжительность работы ежедневно не может быть длиннее продолжительности ежедневной работы.

Доплата за разделение рабочего дня

При разделении рабочего дня на части возникают дополнительные неудобства для сотрудников, которые связаны с необходимостью покидать на определенный период рабочее место, а потом возвращаться обратно. Это компенсируется при помощи доплаты сотрудникам, которые вынуждены выполнять трудовые функции в подобном режиме.

Компенсация может предусматриваться на уровне законодательства, коллективного или трудового контракта, соглашения, а также нормативных актов локального характера, в том числе приказов. Такие выплаты не входят в размер оклада. Подобные компенсации предусмотрены для следующих категорий:

  • женщин, которые работают в сельской местности, если имеет место разделение трудового дня части с наличием перерыва, длительность которого составляет более 120 минут. В этом случае производится доплата, которая составляет 30% от размера оплаты труда;
  • для сотрудников ЖКХ, на определенные сферы бытового обслуживания и ремесленников установлен размер выплат, который не может быть менее 30%;
  • руководителей железнодорожных структурных подразделений, для которых размер доплаты может составлять не более 30% от размера оклада.

Если имеет место разделение рабочего дня, предусмотренное отраслевым соглашением, положения нормативного акта локального характера, разработанные работодателем, должны быть разработаны согласно положениям такого соглашения.

В таком случае работодатель не имеет права определять уровень доплаты ниже, чем это было предусмотрено в отраслевом соглашении.  Если нормативным актом локального характера не предусматривается доплата за разделение рабочего времени на части, трудящийся имеет право обратиться в госинспекцию труда для защиты своих прав.

В каких случаях обязательно разделение рабочего дня

Приказами и другими документами нормативного характера определяются профессии и должности, для которых может устанавливаться разбитый на части рабочий день. Так, например, Приказом Министерства связи определен следующий список профессий:

  • руководитель отделения связи, принадлежащий к 5-7 группе;
  • оператор приема/выдачи отправлений, в том числе телеграмм;
  • оператор, который несет ответственность за почтовую доставку;
  • почтальон;
  • сортировщик отправлений;
  • электромонтер станционного оборудования;
  • телефонист переговорного пункта или справочной службы и т.д.

Возможность разделения рабочего времени предусмотрена для водителей Положением про особенности режима работы водителей. Подобными положениями предусматривается разделение трудового времени для:

  • сотрудников метрополитена, а именно, сотрудников, которые имеют прямое отношение к сопровождению и обслуживанию пассажиров;
  • педработников и прочих специалистов образовательных учреждений (например, школ-интернатов), в которых предусмотрено круглосуточное пребывание воспитанников или обучающихся.                                                                                                   

Работаю в муниципальном детском саду. По трудовому договору, у младших воспитателей разорванный трудовой день (с 13 до 15 так называемый обед ) . Но нам за такие условия работы не доплачивают. Правомерно ли это?

Нина Александровна 20.08.2019 08:24

Добрый день! Нарушений не имеется. Согласно ст.

105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Согласно ст.

108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Андриянов Максим Николаевич20.08.2019 13:19

Задать дополнительный вопрос

Полностью согласен с коллегой.

21.08.2019 13:33

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте работаю в связи на кроссе электромонтёром женский пол смена с 9 до 21 у меня чтобы не было переработки обед два часа или по часу два на моё усмотрение можно считать это разделённый характер смены два через два

Ирина11.07.2018 10:49

Добрый день! Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст.

105 ТК РФ): при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда; при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены); порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании). Чтобы определить, является ли рабочий день разделенным на части, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня (ст. 108 ТК РФ). Исходя из этого на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2 часов, то такой рабочий день считается разделенным на части, но для его установления надо соблюдать условия, описанные выше.

Федорова Любовь Петровна23.08.2018 14:06

Задать дополнительный вопрос

Да, действительно, если данные условия соблюдены, то можете считать рабочий день разделенным

Дубровина Светлана Борисовна24.08.2018 13:29

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zashhita-prav-rabotnikov/razdelenie-rabochego-dnya-na-chasti.html

Разделение рабочего дня на части – что это, доплаты — Дело

Может ли рабочий день водителя делится на части

Работодатель самостоятельно решает, по какому графику будут работать его наемные специалисты.

Нередко требуется разделение на части рабочего дня, причем обычно такая необходимость обусловлена разными изменениями в производственной деятельности фирмы.

Данная процедура заключается в том, что смена сотрудника разделяется на несколько частей. Между данными частями предоставляются небольшие перерывы.

Суть режима

Ненормированный рабочий день используется многими руководителями компаний, причем наиболее часто он встречается в производственных предприятиях. При разделении рабочего дня удается эффективно управлять трудовыми ресурсами.

Длительность частей работы и отдыха устанавливается на основании договоренности работника и работодателя. Но общая продолжительность рабочего дня не может превышать имеющейся в законодательстве нормы.

В законе отсутствует информация о том, на сколько минимально или максимально частей может делиться рабочий день наемного специалиста в течение одной смены. Наиболее часто руководители компаний предпочитают делить смену на две части, в результате чего между ними образуется единственный перерыв. Его длительность может варьироваться от 1 до 3 часов.

Когда допускается разделение?

По ТК РФ разделение рабочего дня на части допускается только при учете некоторых требований. Процедура может выполняться в следующих ситуациях:

  • трудовая деятельность отличается специфическим характером, например, работа в школах или иных учреждениях, где учащиеся не только учатся, но и постоянно проживают;
  • в компании работники сталкиваются с разной интенсивностью труда в течение одного дня, например, в транспортных организациях.

В вышеуказанных ситуациях непременно требуется, чтобы одна смена работника была разделена на несколько частей. Но после выполнения данного процесса не допускается, чтобы общая длительность работы превышала норму в день.

Во время разделения на части рабочего дня работодатель должен ориентироваться на местное законодательство и внутренние нормативные акты. Основная информация о правилах проведения данного процесса содержится в статье 105 ТК.

На какие части разделяется смена?

Наиболее часто такое разделение применяется для водителей автобусов, которые ездят по специальным маршрутам, а также к представителям других аналогичных профессий, так как между маршрутами или выполнением определенной работы устанавливаются определенные перерывы.

Перерыв между работой максимально равен 3 часа, но при этом общее количество времени, которое приходится проводить гражданину на работе, не может превышать нормы, установленной в ТК.

Доплата за разделение

Наиболее часто работников интересует оплата. Разделение рабочего дня на части требует от руководителя компании предоставления определенных доплат работникам за появляющиеся неудобства. Такие сложности связаны с тем, что на некоторое время гражданам приходится покидать свое рабочее место, чтобы через несколько часов снова приступить к рабочей деятельности.

Компенсация может назначаться государством или непосредственным работодателем, что закрепляется в трудовом договоре. Для этого руководитель фирмы издает соответствующий приказ в компании. Получаемые выплаты не могут являться частью оклада.

Наиболее часто компенсации за разделение на части рабочего дня, назначаются следующим работникам:

  • женщины, работающие в селе, но только при условии, что их перерыв по длительности превышает 2 часа, поэтому назначается доплата, равная 30% от среднего заработка;
  • работники сферы ЖКХ, ремесленники или специалисты, трудящиеся в области бытового обслуживания, причем для них размер доплаты составляет 30%;
  • начальники железнодорожных структур.

Если процесс разделения выполняется на основании отраслевого соглашения, то работодатель должен ориентироваться при издании приказа на содержание данного документа. Доплата не может быть ниже, чем размер, указанный в этом соглашении.

Когда обязательно делится рабочий день?

Существуют ситуации, когда обязательно работодатель пользуется ненормированным рабочим днем. Конкретные профессии определяются разными нормативными документами. Например, в Приказе Министерства связи указаны следующие специалисты, для которых делится рабочая смена:

  • начальник отделения связи;
  • оператор, занимающийся выдачей или приемкой отправлений и телеграмм;
  • операторы, ответственные за почтовые доставки;
  • почтальоны;
  • сортировщик писем;
  • электромонтеры оборудования;
  • телефонисты справочной службы.

Обязательно делится смена для водителей, для чего непосредственно в организации формируется специальное положение о разделении рабочего дня на части.

Сюда же относятся работники метрополитена и специалисты образовательных учреждений, в которых учащиеся находятся круглосуточно.

Поэтому работодатели должны учитывать характер труда своих работников, чтобы установить для них оптимальный график труда.

Составление внутреннего нормативного акта

Если требуется разделить рабочий день определенного специалиста на несколько частей, то данная процедура должна грамотно оформляться руководителем компании. Первоначально составляется специальный локальный акт в компании, на основании которого устанавливается ненормированный рабочий день.

В этот нормативный акт обязательно вносится следующая информация:

  • на какое количество частей делится трудовой день специалиста;
  • для каких работников компании предусматриваются такие изменения в трудовом распорядке;
  • общая продолжительность рабочего дня;
  • время начала и окончания перерыва;
  • дата, когда произойдет переход на новый график;
  • срок действия нового режима;
  • другие важные моменты, имеющие отношение к работе наемного специалиста.

Утверждается данная документация руководителем кадровой службы компании. Дополнительно акт передается в профсоюз для изучения. Представители профсоюза могут вносить разные корректировки в этот документ.

Как только акт будет утвержден, то с его содержанием знакомятся все сотрудники, которых затрагивает данная документация, причем процедура выполняется под роспись.

Формирование дополнительного соглашения

Разделение рабочего дня на части для водителей или других наемных специалистов считается сложным процессом, предполагающим значительное изменение условия труда граждан. Поэтому работодатель должен грамотно оформлять такие корректировки. Для этого с каждым сотрудником, для которого изменяется график работы, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

В этом соглашении непременно фиксируется, что гражданина переводится на разделенную трудовую смену. Для этого заранее издается руководителем фирмы соответствующий приказ.

Особенности работы

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Оплачиваемые и неоплачиваемые периоды

Работодатель может сам определить, каков будет внутренний распорядок его работников. Поэтому рабочая смена может раздробляться на разное количество частей. По закону только периоды, предназначенные для отдыха и питания, могут оплачиваться руководством, а в других ситуациях оплата не предусматривается.

На основании ст. 108 ТК указывает, что все люди должны иметь перерыв для питания. Он устанавливается в любой момент смены, причем минимально он равен 30 минутам. Работодатель может не оплачивать данный период.

Существуют и оплачиваемые перерывы, например, если специалист трудится на холоде, то периодически он должен отдыхать в обогреваемом помещении. Работодатель должен не только оплачивать эти перерывы, но и предоставлять условия для комфортного отдыха.

Если для имеющихся работников осуществляется разделение рабочего дня, то для снижения негативных последствий таких изменений работодатели часто назначают доплаты. С них уплачивается налог и отчисляются средства в разные фонды.

Как оплачивается работа?

Разделенная трудовая смена отличается некоторыми особенностями по оплате. Поэтому руководителем фирмы учитываются следующие нюансы:

  • длительные перерывы между отдельными частями смены, не оплачиваются, если иное не предусматривается трудовым договором или дополнительным соглашением, составленным между директором и наемным специалистом;
  • для компенсации неудобств, возникающих у граждан, требуется назначать доплату за разделение;
  • на основании ст. 149 ТК размер такой компенсации определяется непосредственным руководителем компании, для чего учитываются положения трудового договора и дополнительного соглашения, а также нормативных актов компании и государства;
  • эти выплаты не могут являться частью оклада, так как причисляются исключительно к компенсациям.

Практика показывает, что руководители компаний редко предлагают своим работникам компенсационные выплаты.

Какие составляются документы?

Разделение на части рабочего дня считается сложным процессом, во время которого руководитель фирмы обязан подготавливать много разных документов. К ним обязательно относится:

  • Внутренний нормативный акт. Правила его составления приводятся в ст. 22 и ст. 105 ТК РФ. С его помощью обеспечивается возможность внесения необходимых изменений в трудовой договор работников компании. В нем указываются точные условия, сроки и цифры, на основании которых происходит дробление рабочего дня. Приводится количество разделений, точное время и длительность перерывов, а также размер доплаты, если она назначается директором.
  • Разрешение от профсоюза. Оно составляется в течение 5 дней после получения примерного нормативного акта, на основании которого будут вноситься изменения в трудовой договор работников. Если в течение этого периода документ не будет составлен, то фирма имеет право вносить нужные изменения в трудовую смену без согласия профсоюза.
  • График разделения рабочего дня на части. На основании этого документа все сотрудники, для которых производятся изменения, знакомятся с режимом своей будущей работы. Обычно составляется график для всей фирмы, причем во время формирования данного документа актуально пользоваться примерами. Разделение рабочего дня на части не должно затрагивать права и интересы сотрудников.
  • Дополнительное соглашение к трудовым контрактам. Так как деление рабочей смены приводит к существенному изменению условий труда, то такие корректировки непременно официально фиксируются. Для этого с каждым работником составляется дополнительное соглашение. В нем указывается, на какие части делится смена, какая за это назначается доплата, а также прописываются другие значимые условия.

Отсутствие даже одного вышеуказанного документа выступает основанием для принудительной отмены решения руководства фирмы трудовой инспекцией или судом.

Что делать работникам при нарушении их прав?

Нередко рабочий день граждан делится работодателем на части с многочисленными нарушениями. Например, не учитываются права работников или не запрашивается разрешение от профсоюза. При таких условиях наемные специалисты могут воспользоваться следующими методами решения проблемы:

  • подача жалобы в трудовую инспекцию или прокуратуру;
  • обращение к представителям профсоюза, чтобы они разными методами повлияли на работодателя или обратились в государственные организации от имени работников;
  • подача иска в суд, причем суд вправе не только отменить принятое работодателем решение, но и даже взыскать с него компенсацию морального вреда.

Если каждый работник будет разбираться в своих правах и обязанностях, то он сможет отстаивать свои интересы в суде или при обращении в государственные надзорные учреждения.

Заключение

Для многих работников требуется разделение рабочей смены на несколько частей. Процесс должен оформляться с одновременным составлением разных официальных документов.

Источник: https://okarb.ru/oplata-truda/razdelenie-rabochego-dnya-na-chasti-chto-eto-doplaty.html

Может ли рабочий день водителя делится на части

Может ли рабочий день водителя делится на части

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем.

Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей.

Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.

Как правило, рабочий день в таком случае делится на 2 части с перерывом продолжительностью более 2 ч и не более 4 ч для отдыха и питания.

Режим отдыха водителей в 2019 году

Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы.

Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Оплата рабочего дня, разделенного на части

Законодательство не определяет на какое количество частей и какой продолжительности возможно разделить рабочий день. На практике рабочий день обычно делят на две части с неоплачиваемым перерывом более двух часов, включая время перерыва для отдыха и питания. Эти части могут быть равными по продолжительности, а могут быть и различной продолжительности.

Отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами либо локальными нормативными актами работодателя могут быть предусмотрены доплаты работникам за неудобства, причиняемые разделением рабочего дня на части.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве. Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва.

Как можно разделить рабочий день водителя автомобиля на части?

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании. Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены.

ЭТО ВАЖНО! Если такой режим рабочего времени вводится по инициативе работника, то доплата не устанавливается. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта.

Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час.

В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день.

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

Режим разделения рабочего дня на части — это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму.

Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):

  • при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
  • при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
  • порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).

Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

ТК). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

Перечни профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, утверждаются в каждой организации самостоятельно.

Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня.

Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63, работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Режим труда и отдыха водителей

В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Можно ли водителям автомобилей устанавливать ненормированный рабочий день, и если да, то на каких условиях? Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевыми нормативными правовыми актами и соглашениями, их положения нужно учесть при разработке локального нормативного акта работодателя.

Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Оплата труда водителя автомобиля в этом случае производится по установленной в организации системе оплаты труда отдельно за работу в качестве водителя автомобиля и за выполнение другой работы. Учет рабочего времени производят раздельно. Устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части в данном случае нецелесообразно.

Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между этими частями Трудовым кодексом РФ не установлены.

Поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части (ч. 1, 2 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ). Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

В то же время для отдельных категорий работников составляющие режима разделения рабочего дня на части установлены отраслевыми нормативными правовыми актами, а также отраслевыми соглашениями:

  • для водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127);

Источник: https://burteh48.ru/chastnoe-pravo/6862-mozhet-li-rabochiy-den-voditelya-delitsya-na-chasti.html

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Может ли рабочий день водителя делится на части

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

Предрейсовый осмотр

15 минут

15 минут

Управление ТС

30 минут

30 минут

Погрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Охрана груза

2 часа

40 минут (30 %)

Разгрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Послерейсовый осмотр

15 минут

15 минут

ИТОГО

10 часов

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушения

Размер штрафа

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: