Обязанности доцента вуза

Содержание
  1. Кто такой доцент? Как получить звание доцента?
  2. Кто такойдоцент
  3. Как получить звание доцента:основные требования
  4. Список документовдля рассмотрения кандидатуры на звание доцента в ВАК
  5. Как статьпрофесором: критерии и условия
  6. Список документов для получения звания «профессор»
  7. Доцент, профессор, старший преподаватель: схожести и отличия
  8. Старший преподаватель вуза: должностная инструкция, обязанности и особенности работы
  9. Кого берем?
  10. Теоретические знания и подготовка старшего преподавателя
  11. Служебная иерархия
  12. Основные должностные обязанности
  13. На что имеет право старший преподаватель?
  14. Груз ответственности
  15. Перспективы развития
  16. Старший тренер-преподаватель
  17. А как у них?
  18. Коротко о главном
  19. Профессия доцент: кто это?
  20. Доцент — кто это?
  21. Как становятся доцентом
  22. Требования для получения работы доцента
  23. Возможности карьерного роста
  24. Средняя зарплата доцента
  25. Должностная инструкция доцента кафедры
  26. 2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
  27. 3 ПРАВА
  28. 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  29. 5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
  30. Должностная инструкция доцента
  31. 1. Общие положения
  32. 2. Должностные обязанности
  33. 3. Права
  34. 4. Ответственность

Кто такой доцент? Как получить звание доцента?

Обязанности доцента вуза

Дата: 18.02.2020

Кто такой доцент? Как стать доцентом?

Доцент –это ученое звание, присваиваемое научным работникам учебных заведений иликвалифицированным преподавателям со стажем работы по специальности.

Звание«профессор»  присваивается только лицам сученой степенью «доктор наук», имеющим научные достижения в определеннойнаучной отрасли и ведущим педагогическую деятельность в вузах.

Кто такойдоцент

Существует дваопределения слова «доцент»:

  • ученоезвание (для научно-педагогического работника при учебном заведении, НИИ и т.д.);
  • названиепреподавательской должности в вузе (наличие ученыхстепеней/званий необязательно).

Ученое  звание «доцент» присваивается на пожизненнойоснове, сохраняясь за своим обладателем вплоть до выхода на пенсию.

Как получить звание доцента:основные требования

Для получения этогозвания, соискателю необходимо проводить педагогическую/научную деятельность ввузе, обладать глубокими знаниями по выбранной отрасли, иметь собственныенаучные достижения (желательно).

Дополнительные требованияк претенденту (список может видоизменяться):

  • диплом обокончании вуза;
  • непрерывный стажработы в учебном учреждении – от 5 лет;
  • опыт  педагогом по любой научной специальности – от3 лет;
  • при работе надолжности заведующего кафедрой, заместителя директора, директора – от 2 летнепрерывного стажа;
  • проведениедополнительных занятий по получению профессионального образования – от 0,25ставки по общей занятости;
  • наличие научныхтрудов (от 3 шт.) в изданиях, рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией(исключение – труды с информацией, не подлежащей широкой огласке);
  • трудовойдоговор, подтверждающий сотрудничество с организацией, выдвигающей кандидатуруна звание «доцент»;
  • работа лектором(необязательно).

Список документовдля рассмотрения кандидатуры на звание доцента в ВАК

Соискатель на звание «доцент» предоставляет пакетследующих документов в ученый совет выдвигающей учебной организации.

  1. Документ из отдела кадров с информацией о претенденте.
  2. Служебное письмо.
  3. Ксерокопия выписки протокола заседания кафедры и ученого совета факультета.
  4. Перечень научных трудов/учебных изданий, указанных по шаблону формы 16.
  5. Копия заполненных страниц из трудовой книжки (доказательство работы на соответствующих должностях).
  6. Данные о подготовке аспирантов (выполнение обязанностей научного руководителя): список лиц, детальная информация о проделанной работе куратором проекта.
  7. Нотариально-заверенная копия диплома о получении высшего образования.

После двухнедельной проверки и согласования, секретарь отправляет аттестационное дело кандидата в ВАК в папке-скоросшивателе. Для удобства рассмотрения, в бумажный карман кладутся 4 почтовые карточки с марками, регистрационные карточки.

Как статьпрофесором: критерии и условия

Претендовать название «профессор» имеют право кандидаты, внесшие значимый вклад дляопределенной научной отрасли (решение важных социальных, финансовых,экономических проблем и т.д. на региональном/государственном уровне).

Основные требования к соискателям:

  • наличиезвания «доцент» и ученой степени «доктор наук»;
  • печатныеэкземпляры научных трудов (монографии, статьи, сборники и т.д.);
  • официальноетрудоустройство в организации,выдвинувшейкандидатуру;
  • опытвременного исполнения обязанностей декана, профессора, директора, заведующегокафедрой учебного учреждения;
  • общийпедагогический стаж – от 10 лет, половина из которого посвящена работе поспециальности, указанной в аттестационном деле претендента;
  • рекомендуемоеколичество опубликованных работ – от 50 шт. (включая сборники);
  • работанаучным руководителем (60-70% успешно-защищенных диссертаций);
  • личноеавторство учебников/учебных пособий, соответствующих специальности – от 3 шт.

Список документов для получения звания «профессор»

Для рассмотрениякандидатуры на звание «профессор», соискатель готовит в папке-скоросшивателеследующий пакет документов.

  1. Опись документов (титульный лист содержимого папки), подписанная ученым секретарем совета;
  2. Заявление, содержащее информацию о допуске к мероприятиям представления ученого звания (составляется на имя директора учебного заведения);
  3. Сопроводительное письмо в Высшую Аттестационную Комиссию (подпись ректора вуза обязательна).
  4. Справка к аттестационному делу претендента (2 экз). Необходимые данные передаются в электронном формате.
  5. PDF-копии документов, подтверждающих наличие высшего профессионального образования.
  6. PDF-копии дипломов о присуждении звания «кандидат наук», «доктор наук».
  7. Личный листок учета, заверенный в отделе кадров (2 экз).
  8. Копия заполненных и заверенных листов трудовой книжки. Указание общего педагогического/научного стажа обязательно.
  9. Перечень опубликованных научных трудов (утверждается ученым секретарем совета).
  10. Список аспирантов, успешно-защитивших работы под руководством претендента (утверждается ученым секретарем).
  11. Заявка – согласие на дальнейшую обработку представленных данных.
  12. Справка, подтверждающая опыт педагогической работы в научных организациях и т.д.
  13. Перечень авторефератов учеников с полным текстом документов.
  14. Регистрационно-учетные карточки.
  15. 2 фотографии
  16. 4 почтовые карточки с марками и конвертом.

При успешном выступлении с докладом при участниках кафедры, председатель комиссии оформляет служебную записку для представления в ректорат. Если попытка провалилась, назначается решение о повторном заседании.

Доцент, профессор, старший преподаватель: схожести и отличия

Должностные обязанностипрофессора и доцента схожи между собой. Оба специалиста занимаются ведениемучебной/методической работы, проведением семинаров, чтением лекций попрофильным предметам, научными исследованиями и разработкой дополнительныхметодических рекомендаций, пособий, учебников.

В отличие от доцента,профессор следит за своевременным повышением квалификации коллег, занимаясьруководством процесса.

Старшим преподавателеммогут стать кандидаты наук или аспиранты, не защитившие кандидатскуюдиссертацию, но имеющие опыт работы по полученной специальности. Такаядолжность называется «переходной ступенью», повышающей шансы получитьзвание/должность доцента на кафедре вуза.

Источник: https://Dissertatsija.com/poleznoe/kto-takoy-docent/

Старший преподаватель вуза: должностная инструкция, обязанности и особенности работы

Обязанности доцента вуза

Если вы были студентом, слова «ректор», «декан», «профессор», «доцент» гарантированно вызовут у вас ностальгию и трепет. А объяснить эти термины «человеку-нестуденту» весьма трудно.

Однако многие забывают еще об одной должности, которая есть в каждом вузе, – старшем преподавателе. Разобраться в его функциях непросто.

Чем отличается старший преподаватель от преподавателя? А как он связан с доцентом? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Кого берем?

Должность старшего преподавателя может занять человек с высшим профессиональным образованием и стажем научной и педагогической работы 3 года и более. Если же соискатель уже обладает степенью кандидата наук, стаж может быть меньше – 1 год.

Любой старший преподаватель вуза прикреплен к определенной кафедре, в зависимости от своей специализации. Соответственно, вся его деятельность связана с ее работой.

Теоретические знания и подготовка старшего преподавателя

  1. Как и всякий государственный работник, преподаватель должен ориентироваться в Конституции своей страны, основных законах и нормативно-правовых актах, связанных с образованием и воспитанием.
  2. Знать теорию и практические методы управления системами образования (как потенциальный декан или даже ректор); государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования.
  3. Преподаватель обязан владеть знаниями о планировании и ведении учебной документации, организации методической и научной работы.
  4. Каждый работник образования должен быть в курсе текущего состояния научной отрасли своей кафедры, изучать инновации и актуальные теории.
  5. Знание и применение на практике методов педагогики, психологии и культуры общения обязательно для старшего преподавателя.
  6. Владение основной информацией по физиологии, оказание первой помощи и гигиены необходимо каждому, кто в процессе работы общается с большим количеством людей. Старший преподаватель — одна из таких должностей.
  7. Основы административного законодательства, правила пожарной безопасности и охраны труда — неотъемлемая часть того, о чем никогда не должен забывать любой добросовестный работник, в том числе и сотрудник вуза.

Таким образом, в своей профессиональной деятельности старший преподаватель вуза руководствуется законодательством своей страны, законом об образовании, образовательными стандартами и учебными программами по предмету. Университетский устав и коллективный договор напрямую влияют на его должностные обязанности. Любые положения о факультете и кафедре, равно как и распоряжения ректора и проректоров, также определяют деятельность старшего преподавателя.

Служебная иерархия

Старший преподаватель кафедры по своей должности находится между преподавателем и доцентом.

Отсюда проистекают и его обязанности – координация работы преподавателей, их консультация по учебным и научным вопросам, распределение мелких обязанностей и поручений.

Вместе с тем он является ближайшим помощником заведующего кафедрой, берет на себя решение организационных вопросов, научные работы и организацию практики студентов. То, что предлагает доцент, старший преподаватель уполномочен развить и углубить.

Основные должностные обязанности

Их определяют должностные инструкции старшего преподавателя в каждом конкретном вузе. Однако существуют общие требования ко всем специалистам, вне зависимости от их места работы.

  • Старший преподаватель обязан организовывать и проводить учебно-методическую работу в соответствии с индивидуальным планом.
  • Активно участвовать в научной исследовательской работе своей кафедры.
  • Составлять и разрабатывать для кафедры учебные планы и программы.
  • Обеспечивать формирование всех необходимых компетенций студентов, обеспечивающих их высокий уровень как специалистов.
  • На должном уровне преподавать материал и контролировать качество занятий, проводимых преподавателями кафедры.
  • Решать вопросы с производственной практикой студентов.
  • Контролировать качество методического обеспечения на кафедре, разрабатывать собственные пособия.
  • Вести активную научно-исследовательскую работу, курировать студентов, пишущих курсовые и дипломные работы на базе кафедры.
  • Принимать участие в профессиональной ориентации абитуриентов.
  • Консультировать и оказывать методическую помощь молодым преподавателям кафедры.
  • Обеспечивать работу научно-методической комиссии по той или иной специализации.
  • Совершенствовать и обновлять материально-техническую базу кафедры.
  • Пропагандировать всестороннее обучение, приобретение научно-технических, общесоциальных, гуманитарных, экономических и юридических знаний.
  • Контролировать выполнение студентами домашних заданий, лабораторных и практических работ.
  • Контролировать соблюдение учащимися правил поведения и противопожарной безопасности.
  • Проводить воспитательные мероприятия среди студентов.
  • Принимать активное участие при подготовке учебных, учебно-методических пособий, рабочих программ.

Если старший преподаватель в рамках выполнения должностных обязанностей создал объект интеллектуальной собственности (учебное пособие, монографию), университет имеет полное право на его использование. Плоды умственного труда всегда оцениваются по достоинству.

На что имеет право старший преподаватель?

Стаж и достаточный объем научно-педагогической работы позволяют преподавателю баллотироваться в Ученый совет вуза или отдельного факультета.

Также он может предлагать заведующему кафедрой поправки плана работы кафедры, изменение учебной документации и пособий.

Совершенствование всех видов работ кафедры (от учебной до исследовательской) также находится среди прав этого специалиста.

При возникновении конфликтных ситуаций старший преподаватель, как и любой сотрудник, может запросить у руководителей или в иных инстанциях документы, регулирующие его права и обязанности. Защита своих идей и интересов — неотъемлемая черта работы в любом вузе.

Старший преподаватель волен выбирать оптимальные методики преподавания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний. Однако все это должно быть утверждено деканатом и ректоратом вуза.

Безусловно, использование всех библиотечных фондов, обслуживающих подразделений вуза также является правом любого преподавателя.

При веских причинах и способности подкрепить свою точку зрения фактами, старший преподаватель может оспорить приказ либо распоряжение заведующего кафедрой, декана либо ректора вуза.

Груз ответственности

Многообразие обязанностей навлекает на старшего преподавателя большую ответственность по нескольким пунктам:

  • Недостаточный уровень организации и выполнения учебной и учебно-методической работы на кафедре.
  • Меньший объем проведенных занятий по сравнению с планированием.
  • Недостаточно высокие требования к подготовке студентов при выполнении ими контрольных, курсовых и дипломных работ.
  • Несоответствие учебных занятий расписанию, утвержденному ректоратом.
  • Административные и уголовные правонарушения в пределах действующего законодательства.
  • Причинение материального ущерба как кафедре, так и студентам.
  • Невыполнение обязанностей, прописанных в Уставе вуза, действующих правовых актах и должностной инструкции преподавателя.

Перспективы развития

При активной работе и серьезном отношении к своему непростому делу старший преподаватель вполне может рассчитывать на должность доцента.

Чтобы ее занять, сотруднику необходимо иметь необходимую квалификацию, подтвержденную научными публикациями, опытом научно-педагогической работы в вузе, рекомендациями сотрудников кафедры.

Вопрос о таком назначении решает руководитель кафедры – он рекомендует кандидата Ученому совету и ректорату. Заседание Ученого совета вуза решает, стоит ли продвигать старшего преподавателя вверх по непростой карьерной лестнице.

Старший тренер-преподаватель

Непростая и многогранная должность в разных учреждениях имеет свою специфику. В учреждениях образования, физкультуры и спорта основная деятельность старшего преподавателя совмещается с его тренерскими обязанностями.

Организация учебного процесса неразрывно связана с организацией плодотворных тренировок. Для старшего тренера-преподавателя обязательно профессиональное образование и стаж не менее двух лет.

Также к списку требований относится дееспособность, отсутствие судимостей и проблем со здоровьем.

Старший тренер-преподаватель должен знать методику изложения материала, а также особенности физического развития разных возрастных групп учащихся. Также он должен быть в курсе новейших методов спортивной подготовки, диагностики конфликтных ситуаций. Обоснование своей позиции и работа с родителями воспитанников – важный навык успешного тренера-преподавателя.

Главные обязанности включают в себя:

  • Отбор наиболее перспективных воспитанников.
  • Их дальнейшее спортивное совершенствование.
  • Учебно-тренировочная и воспитательная работа.
  • Проведение теоретических занятий.
  • Анализ достижений каждого воспитанника.
  • Обеспечение повышения уровня общефизической, теоретической, моральной, волевой и технической подготовки воспитанников.
  • Профилактическая работа против допинга.
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья во время образовательно-тренировочного процесса.
  • Общая координация работы тренеров-преподавателей, консультации и методическая помощь.

Права старшего тренера-преподавателя совпадают с отмеченными ранее.

А как у них?

В странах Западной Европы аналогом должности старшего преподавателя является Senior Lecturer (старший лектор). В США эта должность называется Associate Professor. В целом, права и обязанности старшего лектора совпадают с описанными ранее. Многие западные университеты делают упор на творческий характер работы старшего преподавателя, его активное служение обществу в целом.

Коротко о главном

Наставник, воспитатель, куратор, научный руководитель – старший преподаватель действительно должен быть мастером на все руки. Талант к преподаванию должен совмещаться в таком человеке с огромным энтузиазмом и работоспособностью. Плох тот старший преподаватель, у которого в мечтах нет пункта «стать доцентом», а потом и «стать профессором».

Источник: https://FB.ru/article/263934/starshiy-prepodavatel-vuza-doljnostnaya-instruktsiya-obyazannosti-i-osobennosti-rabotyi

Профессия доцент: кто это?

Обязанности доцента вуза

Доцент — это тот, кто занимается научно-исследовательской и преподавательской деятельностью в вузе. Его основные обязанности:

  • чтение лекций;
  • ведение практических уроков;
  • руководство написанием научно-исследовательских трудов.

Доцент — кто это?


Доцент — это сотрудник вуза. Стоит различать понятия «ученое звание» и «должность». Часто звание присуждается педагогу, получившему ученую степень кандидата наук. При этом он должен соответствовать остальным квалификационным требованиям.

Должность доцента кафедры сохранилась в некоторых высших учебных заведениях. Должностные обязанности сотрудника этой специальности прописаны в уставе образовательного учреждения.

Как становятся доцентом

Получить это звание можно при соответствии кандидата определенным требованиям. 

Главные из них:

  1. педагог обладает ученой степенью кандидата или доктора наук;
  2. имеется стаж работы от 3 лет по специальности;
  3. преподаватель имеет публикации в отечественных и зарубежных образовательных журналах, принимал участие в издании учебников, методических пособий;
  4. наравне с преподавательской работой занимается научно-исследовательскими разработками, является научным руководителем студентов;
  5. обладает богатыми знаниями в своей профессиональной области, читает лекции по своему предмету, ведет практику.

Автоматически звание доцента могут получить выпускники аспирантуры, обладающие кандидатской степенью. Для этого им необходимо иметь преподавательский опыт работы от трех лет.

Выступить претендентами на вакансию доцента имеют возможность педагоги, которые получили ученое звание доцента.


  • чтение лекций, ведение практики по своему предмету;
  • руководство учащимися вуза при написании ими учебных работ (курсовые и дипломные);
  • ведение научно-исследовательской деятельности;
  • является единоличным автором или выступал в качестве соавтора учебников, методических пособий, опубликованных исследований.

Некоторые педагоги, получившие ученое звание, прекращают заниматься научной деятельностью, посвящая все время преподавательской работе. При этом полученное звание остается при них.

Рабочие часы сотрудника для ведения преподавательской деятельности сокращают, если он занимается наукой. Это решение принимает администрация учебного заведения.

Требования для получения работы доцента

Высшее учебное заведение предъявляет стандартные требования, прописанные в уставе образовательного учреждения, к работнику, желающему получить работу доцента.

Основные требования:

  1. высшее образование;
  2. ученое звание доцента или докторская степень;
  3. преподавательский стаж работы три года;
  4. наличие научно-исследовательских, учебно-методических работ за последние 3 года;
  5. участие в учебной и научной деятельности вуза;
  6. чтение лекций, ведение практики по своей специальности;
  7. глубокие знания своего предмета, включая знания организации всех видов учебных работ;
  8. курирование учащихся вузов.

Ректор образовательного учреждения издает приказ об избрании сотрудника на должность доцента.

Доцент — это тот, кто постоянно взаимодействует с людьми, поэтому получение звания налагает на сотрудника определенную ответственность.

Педагогическая и исследовательская деятельность требует следующих качеств и навыков:

  • стрессоустойчивость;
  • грамотность;
  • целеустремленность;
  • развитые коммуникативные способности;
  • знание детской и взрослой психологии;
  • качества лидера;
  • организаторские навыки;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • отличные память и внимание.

Возможности карьерного роста

В России педагог, занимающийся научной деятельностью, может рассчитывать на получение денежного вознаграждения от государства и высокую оплату труда. После успешного окончания аспирантуры молодой специалист может выбрать один из следующих путей развития карьеры:

  • заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью, стремится получить ученое звание профессора (защитив с этой целью докторскую диссертацию);
  • заниматься только педагогической деятельностью;
  • уделять внимание административной деятельности и впоследствии предлагать свою кандидатуру на должность руководителя кафедрой, декана и ректора университета.

Так как доцентом становятся после многих лет обучения и ведения научной и преподавательской деятельности, то при выборе карьерного пути стоит ориентироваться на свои способности, желания и личностные качества.

Средняя зарплата доцента


По информации сервисов по поиску сотрудников, доцент может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — от 18 тысяч рублей.
  • Максимальная — до 150 тысяч рублей.

Подавляющее большинство доцентов работает в государственных учебных учреждениях. Наибольшая зарплата у доцентов кафедры Высшей математики и физики.

Средняя заработная плата доцента определяется регионом, местом работы и профессиональными обязанностями.

Плюсы:

  • длительный летний отпуск;
  • большие возможности карьерного и профессионального роста;
  • почетная и уважаемая должность.

Минусы:

  • интенсивные нагрузки;
  • необходимость совмещать преподавание с научной деятельностью;
  • строгая отчетность и обилие бумажной работы;
  • ненормированный рабочий день.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/dotsent/

Должностная инструкция доцента кафедры

Обязанности доцента вуза

1.1 Доцент кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность доцента кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и соответствующее одному из следующих требований:

  • иметь ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) по профилю кафедры или ученую степень доктора наук;
  • иметь ученую степень кандидата наук, стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет (в т.ч. не менее трех лет педагогической работы в вузе), научные и учебно-методические работы, изданные в последние три года;
  • иметь стаж педагогической работы в вузе не менее пяти лет, иметь учебно-методические и научные работы, являться единоличным автором учебника (учебного пособия) или соавтором двух и более учебников (учебных пособий) для вузов, рекомендованных к использованию Министерством образования РФ или соответствующими учебно-методическими объединениями и изданных в течение последних двух лет;
  • быть привлеченным вузом к педагогической деятельности высококвалифицированным специалистом, имеющим стаж практической работы по профилю кафедры не менее десяти лет, иметь учебно-методические и научные работы, являться единоличным автором учебника (учебного пособия) или соавтором двух и более учебников (учебных пособий) для вузов, рекомендованных к использованию Министерством образования РФ или соответствующими учебно-методическими объединениями и изданными в течение последних двух лет.

1.3 Должность доцента кафедры является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание.

Порядок выборов на указанную должность определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ.

Избранный доцент назначается на должность приказом ректора университета.

1.4 Доцент кафедры должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами;
  • Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
  • Организацию методической, научно-методической работы;
  • Организацию научных исследований;
  • Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
  • Культуру общения и служебной этики.

1.5 В своей деятельности доцент руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ «Об образовании»;
  • федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о факультете университета;
  • положением о кафедре;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6 Доцент кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.7. Замещение должности доцента кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Доцент кафедры обязан:

2.1 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной и учебно-методической работы по курируемой дисциплине или дисциплинам.

2.2 Принимать участие в научной или научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.

2.3 Участвовать в научно-методической работе по вопросам профессионального образования.

2.4 Читать лекции по курируемым дисциплинам.

2.5 Осуществлять контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.

2.6 Разрабатывать рабочие программы по курируемым дисциплинам.

2.7 Принимать личное участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета (института).

2.8 Контролировать, комплектовать и разрабатывать методическое обеспечение курируемых дисциплин.

2.9 Организовывать и руководить научно-исследовательской работой студентов, принимать участие в работе студенческого научного общества.

2.10 Принимать участие в повышении квалификации научно-педагогических работников кафедры, оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.

2.11 Организовывать и планировать самостоятельную работу студентов по курируемым дисциплинам.

2.12 Организовывать и проводить профориентационную работу со школьниками по специальностям кафедры.

2.13 Участвовать в пропаганде научно-технических, социально-экономических и правовых знаний среди населения.

2.14 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.

2.15 Контролировать выполнение правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий по курируемым дисциплинам и научных исследований.

2.16 Принимать участие в развитии материально-технической базы кафедры.

2.17 Своевременно оповещать руководство кафедры, факультета (института) о невозможности выполнить обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий учебную работу.

2.18 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, патенты, методические указания, рабочие программы и другие виды методических разработок и интеллектуальной собственности.

3 ПРАВА

Доцент кафедры имеет право:

3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности кафедры.

3.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.4 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.5 Контролировать все виды учебных занятий по курируемым дисциплинам, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий.

3.6 На условиях штатного совместительства лично руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлечения средств предприятий или организаций.

3.7 Руководить госбюджетной научно-исследовательской или научно-методической работой.

3.8 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал кафедры, студентов, а также сотрудников других кафедр университета.

3.9 Руководить подготовкой аспирантов и соискателей.

3.10 Вносить заведующему кафедрой предложения о представлении студентов и аспирантов за успехи в учебе и активное участие в НИР к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента.

3.11 Выбирать методы и средства обучения, излагать учебный материал по своим методикам, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами

3.12 Привлекать учебно-вспомогательный персонал кафедры, а также аспирантов и студентов кафедры к работам, связанным с организацией и обеспечением учебного процесса, подготовкой аудиторного фонда к учебному году, переоборудованием учебных лабораторий кафедры.

3.13 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с уставом университета и коллективным договором.

3.14 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

3.15 На организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Доцент кафедры несет ответственность за:

4.1 Низкий уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по курируемой дисциплине.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем запланировано в учебном плане и графиком учебного процесса.

4.3 Низкое качество подготовки аспирантов и соискателей.

4.4 Нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий и экзаменов, установленного утвержденным расписанием учебных занятий и экзаменов.

4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов и работников кафедры.

4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.

4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работников кафедры и студентов при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине.

4.8 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.9 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.

1 Доцент кафедры принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.

2 Доцент кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные ему через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив его разрешение на выполнение

5.

3 Доцент кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета и института (факультета), не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).

5.

4 Доцент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.

5.

5 Доцент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения учебных занятий по курируемым дисциплинам или руководимой научно-исследовательской деятельности.

Источник: https://hr-portal.ru/doki/dolzhnostnaya-instrukciya-docenta-kafedry

Должностная инструкция доцента

Обязанности доцента вуза

[организационно-правовая форма,
наименование организации]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать

должностную инструкцию] [число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция доцента
[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г.

N 1н, Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Доцент относится к категории профессорско-преподавательского состава и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность доцента принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

1.3. Доцент должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— порядок составления учебных планов;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы педагогики, физиологии, психологии;

— методику профессионального обучения;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

— основы экологии, права, социологии;

— основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности;

— механизмы оформления прав интеллектуальной собственности;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации.

2. Должностные обязанности

Доцент:

2.1. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.

2.2. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета).

2.3. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов.

2.4. Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества.

2.5. Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.

2.6. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ.

2.7. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.8. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения.

2.9. Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам.

2.10. Принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности.

2.11. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные.

2.12. Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин.

2.13. Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров.

2.14. Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры.

2.15. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний.

2.16. Принимает участие в развитии материально-технической базы кафедры, разрабатывает учебники и учебно-методические пособия и описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам, в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей).

2.17. Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров.

2.18. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Доцент имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.6. На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].

4. Ответственность

Доцент несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-docenta

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: